Мы сидим с Сергеем Ивановичем у него дома. В прошлом тоже воин, участник обороны Ленинграда, боев на Волховском, Калининском и Первом Белорусском фронтах. Был минометчиком, командиром саперного взвода. Дважды ранен.
Единственный из восьми братьев, оставшийся в живых, он сейчас работает на Архангельском домостроительном комбинате диспетчером.
На столе — альбом, самая дорогая семейная реликвия. И на самом почетном месте в нем — фотография матери семейства, Веры Ильиничны. Сидит она, устало сложив на коленях руки. Простая женщина. С виду — несильная, хрупкая. А ведь подняла на ноги такую семью.
— Неграмотная почти,— говорит Сергей Иванович,— а ведь каждого выучила.
Чтобы дать детям образование, она много трудилась. Днем работала уборщицей, а ночами — сторожем. Но никогда не роптала на свою судьбу, а радовалась, видя, как растут, набирая силу, ее дети. Жила-то она ради их счастья, ради их будущего.
И как была рада Вера Ильинична, когда младший, Проша, принес ей однажды свою первую получку. Прослезилась мать — стал на ноги еще один из сыновей.
У нее было десять детей. Осталось трое.
Какой же неисчерпаемой силой духа, какой несгибаемой волей ты должна была обладать, мужественная русская женщина, чтобы выстоять!