Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Вот таким штемпелем со средневековым гербом украсится письмо, если оно будет опущено в почтовом отделении, над потолком которого ни много ни мало 135 метров горной породы. Почта расположена в одном из подземных залов знаменитых соляных копей Велички— небольшого местечка под Краковом. «Соляные копи Велички не менее замечательны, чем пирамиды Египта, но более полезны, — отозвался о них французский историк семнадцатого века Ж. Лабурер.— Они являются хвалебным памятником трудолюбия поляков, тогда как пирамиды свидетельствуют о тиранстве и кичливости правителей древнего Египта».
И он был не одинок в своем восхищенном отзыве об удивительных копях Велички. В памятной книге, существующей с 1772 года, можно найти сходные отзывы многих государственных деятелей, ученых и художников (между прочим, в 1790 году здесь побывал и Гете).
Около тысячи лет ведутся разработки копей. Соль добывается на нескольких горизонтах, до глубины более 300 метров. Самые старые, верхние горизонты, давно выработаны — они-то и сделали Величку одним из самых достопримечательных туристских объектов Польши. Еще в стародавние времена сюда наведывались, спустившись не в лифтах, как сейчас, а в бадьях, любопытствующие и любознательные… В 1424 году копи посетил датский король Эрик с целым отрядом князей, прибывших в Кракое на коронацию королевы Софии.
Удивительными, прекрасными сделала эти подземелья обыкновенная каменная соль. Но об обыкновенности ее не думается в Величке. Своды и стены причудливых пещер, оставшихся после выемки соленосной породы, выложены отливающими всеми цветами радуги кристаллами. Из крупных многогранных кристаллов сделаны люстры, в интереснейшей капелле королевы Кинги. Ее серебристо-серые, словно мерцающие, стены украшены статуями, изваянными из монолитов той же каменной соли, а в центральной нише, выложенной блеснящими кубиками соли, и сама полусказочная королева Кинги — с ее именем местная легенда связывает возникновение копей Велички.
Подземных камер много— протяженность всей цепочки гротов, выемок, переходов целых три километра. Вот камера «Спалена» (по-польски — сожженная), сохранившая в названии память о пожаре начала 18 века. Вот камера с женским именем «Урсула» — ее высота 64 метра! Вот огромная пещера «Сташица» — в годы оккупации немцы превратили ее в завод по изготовлению частей к авиационным моторам. Вот грот Сенкевича с… теннисным кортом. А вот камера «Варшава» — здесь проводятся все празднества горняков — ее длина 54 и ширина 18 метров. И дальняя камера «Край», в которой сейчас хранятся извлеченные из старых обваленных копей части средневековых шахтных подъемных машин — они составляют часть экспонатов оригинального Музея горного дела, расположенного в гротах с звонкими названиями «Модена», «Мария Терезия» и «Руссегер».
Соляные копи Велички — настоящее чудо, сотворенное природой и человеком, равного которому не вдруг сыщешь в целом мире. Потому-то так многочисленны приезжающие сюда туристы. Потому-то и работает здесь это уникальное почтовое отделение, почта под землей.



Перейти к верхней панели