Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В научной библиотеке Свердловского областного краеведческого музея хранится немало книг со штампом «А. И. Кронеберг»: книги XVIII и XIX веков, изданные в России, Франции, Германии и в других странах. Такую библиотеку мог собрать человек высокой культуры.
Книги эти поступили в музей в начале XX века от наследников известного местного деятеля А. И. Кронеберга, умершего в 1880 году.
Алексей Иванович Кронеберг происходил из семьи, тесно связанной с целым рядом выдающихся деятелей русской культуры. Он приехал на Урал в пятидесятых годах прошлого века и стал домашним учителем в семье одного из владельцев Сысертских заводов — генерала П. Д . Соломирского. Жена внука Алексея Ивановича —  Татьяна Сергеевна Кронеберг помнит семейные рассказы о том, что дед ее мужа был выслан на Урал. Но когда и почему — не знает.
Позднее Алексей Иванович женился на дочери Соломирского и остался навсегда на Урале. Его общественная деятельность началась в период проведения крестьянской реформы. Со времени образования земств он стал активным земским деятелем.
Старые уральские краеведы иногда называют библиотеку Алексея Ивановича «библиотекой Кронебергов». И, пожалуй, они правы. Недавняя находка подтверждает это.
Внешне она непривлекательна: вместо переплета — серая бумага, титульный лист — в многочисленных печатях. А сама книга — замечательна. Она представляет собой объединенные вместе перепечатки из «Отечественных записок» за 1845-1846 годы шести (из семи) «Писем об изучении природы» Искандера — А. И. Герцена.
Еще большую ценность придает книге старая надпись, выступающая из-под библиотечной печати: «Андрею Ивановичу Кронеберг от Герцена». Видна характерная особенность герценовской росписи: в прописном «Г» нижний хвостик смотрит не влево, а вправо, и в конце слова — виртуозный росчерк.
Но как же книга попала на Урал?
Она перешла к Алексею Ивановичу из библиотеки его брата — выдающегося переводчика и критика. Андрей Иванович встретился с великим русским философом и писателем в Петербурге осенью 1846 года. О своем впечатлении от встречи Герцен пишет жене 7 октября: «Из всех мною виденных новых лиц мне нравится наиболее Кронеберг». Скорее всего именно тогда и подарил Герцен ему свои «Письма об изучении природы».
И нет ничего удивительного в том, что Андрей Иванович Кронеберг понравился А. И. Герцену. В. Г. Белинский дружил с ним многие годы и считал одним «из тех людей, каких и везде «много, а на Руси почти совсем нет». Умный и высокообразованный, решительный и деловой — таким мы представляем его по отзывам великого русского критика и по воспоминаниям.
Приехал Андрей Кронеберг из Харькова.  В Петербурге он жил только литературным трудом, работал, в основном, в журнале «Отечественные записки», отдел критики которого вел Виссарион Григорьевич Белинский. «Отечественные записки» стали в эти годы ведущим русским журналом. Они приносили немалый доход редактору А. А. Краевскому. В погоне за прибылью Краевский опустился до нечестности, до беспринципности. В. Г. Белинский долго не хотел верить этому и по деликатности своей оттягивал решительный разговор. Андрей Иванович, уличив Краевского в нечестности, потерял право работать в «Отечественных записках», но был горд своей победой.
«Отправились мы оба к Белинскому,— пишет в своих воспоминаниях Н. Н. Тютчев. — Кронеберг со свойственною ему трезвостью и деловитостью выражений передал Белинскому голый рассказ о ходе дела, не разукрасив его ни одною фразою. Белинский слушал напряженно, с величайшим вниманием; не проронив ни одного слова, он вышел в переднюю, подошел к углу, взял в руки трость, возвратился к Кронебергу, молча передал ему трость, стал перед ним на колени и тогда только сказал ему: «Андрей Иванович, голубчик, поучите меня, дурака».
Впоследствии Андрей Иванович Кронеберг вместе с В. Г. Белинским перешел в «Современник» Н. А. Некрасова, стал деятельным его сотрудником и одним из лучших переводчиков Шекспира в России. Умер он в Харькове в 1855 году.
Видимо, после смерти Андрея Ивановича его книги вместе с книгами покойного отца — ректора Харьковского университета Ивана Яковлевича Кронеберга — перешли к Алексею Ивановичу, который и привез их на Урал. Вероятно, на Урал попала только часть библиотек Ивана и Андрея Кронебергов. Мы недостаточно знаем библиотеку Кронебергов, и очень возможно, что нас ждут находки, подобные той, о которой здесь рассказано.



Перейти к верхней панели