Астрахань — родина Ульяновых. Здесь в прошлом веке жил дед Ильича, родился и провел детские и юношеские годы его отец.
В Астраханском архиве недавно обнаружены интересные документы, из которых стало известно, что дед Ленина Николай Васильевич Ульянов — выходец из крепостных крестьян Нижегородской губернии — появился в Астраханской губернии в 90-х годах XVIII века.
В 1808 году в Астрахань по указу казенной палаты переводят 42-летнего Николая Васильевича Ульянова из крестьян Новопавловского селения Астраханской губернии.
Ревизская сказка (Перепись жителей Артрахани). 1811 года, обнаруженная в архиве, приводит следующие данные:
«Николай Васильевич Ульянов поступил по указу Астраханской казенной палаты Новопавловского селения из крестьян в 1808 году». Староста сообщает следующие приметы Н. В. Ульянова: «ростом 2-х аршин 5 вершков, волосы на голове, усы и борода светло-русые, лицом бел, чист, глаза
Занимаясь портняжным делом, Николай Васильевич состоял в списках астраханского портновского и красильного цеха. Ульянов (или Ульянин, или Ульянинов, как первоначально называл себя дед В. И. Ленина) в рассрочку у лафетного подмастерья Федора Федоровича Липаева купил дом. В переписи жителей Астрахани за 1835 год мы читаем, что Ульянов «имеет в Астрахани дом, состоящий в 1 части 1 квартала под № 227, доставшийся ему по покупке от артиллерийской команды лафетного подмастерья Федора Федоровича Липаева, на который дом купчей крепости еще не совершено и никаких документов не имеет, кроме платежных квитанций, цену коему объявил 260 рублей».
Находился дом на Косе — песчаной отмели, намытой между Кремлевской стеной и Волгой. Заселял Косу бедняцкий люд: отставные солдаты, амбалы — грузчики, бездомные, ютившиеся в каморках и ночлежках. Здесь и жил мещанин Николай Васильевич, его жена Анна Алексеевна, урожденная Смирнова, и их четверо детей: Василий, Марья, Федосья и Илья, который родился в 1831 году.
Среди вновь обнаруженных документов о семье Ульяновых привлекают внимание «Списки мужчин г. Астрахани для предстоящего рекрутского набора 1837 г.», в которых мы находим фамилию Ульяновых, самого Николая Васильевича и детей его — Василия и- Илью. В графе о вероисповедании записано, что Ульяновы «коренного российского происхождения».
Семья деда Владимира Ильича занимала первый полуподвальный этаж, второй сдавали внаем. Жили небогато. Из детских воспоминаний Ильи Ульянова известен такой случай. Его, совсем еще маленького, послали купить чаю на пятак. Было грязно, мальчик упал и вывалял покупку. Долго потом стоял за дверью дома, боялся войти: строг был старик отец и каждой копейке вел счет.
В Астраханском государственном архиве хранится настольный регистр ремесленной управы, в котором записано, что 5 июня 1836 года «престарелому и в болезни находящемуся портному мастеру астраханскому мещанину Николаю «сто рублей биржевым курсом, каковая сумма получена от портного цеха из ремесленной казны. Оные деньги сто рублей биржевым курсом получила означенного мастера Ульянинова жена Анна Алексеевна, а вместо нее неграмотной по приказанию ее сын родной Василий Николаевич Ульянов расписался». Этот документ красноречиво свидетельствует, что, несмотря на десятки лет напряженного труда, дед Ленина и в старости находился в большой нужде.
Николай Васильевич Ульянов умер семидесяти лет, оставив вдову с четырьмя детьми без всяких средств к существованию. Старшему сыну было семнадцать лет, младшему Илюше — пять.
Главой в доме становится Василий Николаевич. Сам он семьи не имел и всю жизнь заботился о матери, сестрах, младшем брате. Служил Василий объездчиком на соляных промыслах, затем приказчиком. Позднее Илья Николаевич с благодарностью вспоминал брата и детям своим о нем рассказывал:
«…Только благодаря помощи старшего брата, отдавшего последние гроши на его образование, благодаря необычной талантливости, и упорному труду удалось Илье Николаевичу «выйти в люди», кончить гимназию и Казанский университет в 1854 году», — писала Надежда Константиновна Крупская. (Н. К. Крупская. Соч., т. 6, стр. 406—407, М., Изд. АПН РСФСР, 1959).
Несмотря на болезни, нужду, необходимость тратить время и силы на частные уроки, Илья Ульянов шел впереди всех. Как бедному и отлично успевающему ученику, ему выдавались денежные пособия по 25 рублей в 1848 и в 1849 годах.
Учителя в гимназий были разные. Иван Федорович Павлинов — член духовной консистории, директор тюремного комитета, считался образцовым законоучителем и получал многочисленные награды от Министерства народного просвещения. Но во время уроков закона божьего прибегал к рукоприкладству.
Любовью гимназистов пользовался старший учитель российской словесности и логики Александр Васильевич Тимофеев, он научил Илью Ульянова понимать и любить родной язык и литературу, произведения великих русских писателей, свободно излагать свои мысли в письменной форме. В Казанский учебный округ были посланы как образцовые два сочинения Ульянова: «О сатирическом направлении в русской литературе» и «Объяснение некоторых синонимов». На первом из них написано: «Заслуживает одобрения», на втором: «Полезное сочинение». Любовь к своему наставнику Илья Николаевич пронес через всю жизнь. Позднее он учительствовал с А. В. Тимофеевым в Пензе и Нижнем Новгороде, а затем был связан с ним по службе как с инспектором Казанского учебного округа.
Особый интерес проявлял гимназист Ульянов к математическим наукам. Их преподавал Николай Михайлович Степанов — ученик знаменитого Н. И. Лобачевского. Позднее он учил в Симбирской гимназии Сашу и Володю Ульяновых.
В 1850 году Илья Ульянов окончил гимназию с серебряной медалью. Это была первая медаль за полувековую историю этого учебного заведения. В свидетельстве говорилось:
«Предъявитель сего Илья Николаев, сын Ульянов,’ сын астраханского мещанина, имеющий ныне от роду восемнадцать лет, обучался в Астраханской гимназии с 7-го сентября 1843 года по 10-е июня 1850 года, во время учения своего был поведения отличного и в преподаваемых предметах оказал успехи:
В законе божьем, священной и церковной истории отличные,
русской грамматике и словесности — отличные,
математике — отличные,
физике — отличные,
истории — хорошие,
географии — хорошие,
законоведении — отличные,
в языках: французском — отличные,
немецком — хорошие,
в рисовании, черчении и чистописании — отличные».
И тут же отмечалось, что Ульянову, «происходящему из податного сословия, не предоставляется никаких прав для вступления в гражданскую службу». А в «Алфавитном списке к очередному рекрутскому списку мещан города Астрахани за 1854 год», хранящемся в областном государственном архиве, мы читаем:
«Василия Ульянова брат Илья уволен обществом в 1850 г. в императорский Казанский университет для обучения наук, где и теперь находится».
Ходатайство директора Астраханской гимназии А. П. Аристова о предоставлении стипендии Ульянову, даровитому и бедному юноше, в Казани отклонили, так как стипендии, говорилось в решении, имеют целью «облегчить лишь чиновникам способы к воспитанию детей».
Скромных средств, получаемых от старшего брата, не хватало, и студент Илья Ульянов вынужден был давать частные уроки.
После окончания университета И. Н. Ульянов преподавал математику в Пензе, в Нижнем Новгороде, затем в школах Симбирской губернии. В Симбирске, в семье Ульяновых, когда Илья Николаевич был инспектором народных училищ, в 1870 году родился сын Володя.
В Астрахани сохранился дом, в котором жили Ульяновы. Сейчас в нем начаты реставрационные работы. В 1970 году, к столетию со дня рождения В. И. Ленина, в городе откроется дом-музей Ульяновых.