Запрос Ильича
По следам ленинского документа
ПИСЬМО под НОМЕРОМ 86
Пятьдесят первый том Полного собрания сочинений В. И. Ленина — это письма, записки, телеграммы, телефонограммы, написанные или продиктованные Ильичем с июля 1919 года по ноябрь 1920 года.
В разгаре гражданская война. Объединившись, иностранные интервенты бросали против молодой Советской республики все новые и новые силы. Страна переживала один из самых тяжелых периодов своей истории. Ленин возглавлял гигантскую работу партии по организации обороны республики, разгрома врага. И в то же время смотрел далеко вперед, в завтрашний день страны.
Читая страницу за страницей, я задержался на письме под номером 86. Это — официальное письмо заместителю председателя ВСНХ.
30.IX.19J9
т. Ломову или Милютину.
Зам. председателя ВСНХ. т. Ломов! Прошу направить в соответствующий отдел
1. прилагаемую бумагу с поручением мне ответить, что именно сделано в этой области;
2. запрос: что сделано для утилизации нефти, имеющейся (по словам Калинина) в 70 верстах от Оренбурга.
С тов. приветом В. УЛЬЯНОВ (Ленин) Ленин спрашивает об оренбургской нефти. Той, что в 70 верстах от Оренбурга…
Ни читать, ни слышать о таком факте ранее не приходилось,
КОММЕНТАРИЙ НЕ ПОСЛЕДОВАЛ
Примечание к письму, найденное в конце этого же тома, ясности не внесло. Оно касалось только «прилагаемой бумаги» — того, о чем шла речь в первом пункте ленинского письма.
Комментаторы пояснили, что Ленин имел в виду докладную записку А. С. Соловьева «Ухтинская нефть», направленную ему 23 сентября 1919 года. Соловьев писал о нефти, обнаруженной на границе Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии и Мезенского уезда Архангельской губернии. «Непрекращающаяся интенсивность выделения нефти,— отмечал автор докладной,— …заставляет думать, что те запасы, которые хранятся в недрах земли, должны быть очень грандиозны».
Нефтяная Ухта сейчас известна, о ней можно прочесть в энциклопедиях. Относительно же ленинского запроса о нефти под Оренбургом из примечаний не удалось извлечь ничего. Пункт второй не комментировался никак.
Единственным, что можно узнать из того же, пятьдесят первого тома, по этому поводу было следующее: печаталось оно здесь по рукописи и не впервые. Первая публикация дана з XXXIV «Ленинском сборнике», который увидел свет в 1942 году.
Может, оттого, что до нынешнего Полного собрания сочинений Ленина письмо печаталось только в изданном сравнительно небольшим тиражом сборнике, вышедшем к тому же в тяжелый год войны, и не стало оно известным так широко, как некоторые другие ленинские документы, касающиеся Оренбурга.
СЛЫШУ ВПЕРВЫЕ …
0 письме слышу впервые,— ответил на мой вопрос начальник Оренбургского геологического управления лауреат Государственной премии Илья Абрамович Шпильман. И тут же спросил: — В каком томе? На какой странице?
— О чем идет речь — не знаю,— признался он и добавил: — Я много занимался историей нефтяных разведок в нашем крае, но о том, что Ленин занимался нашей нефтью…
Еще один звонок — в объединение «Оренбургнефть».
— Страница 53-я? — переспрашивает главный инженер Валентин Иванович Кудинов.— Нашел. Читаю. Интереснейший документ… Над ним нужно подумать. День-другой на размышления дадите? Дадим, конечно. И будем думать сами. Страницы уральской Ленинианы без этого ленинского письма представить себе просто невозможно.
«ПО СЛОВАМ КАЛИНИНА»
0 нефти, что есть неподалеку от Оренбурга, Владимир Ильич узнал от Калинина и на него же в своем запросе сослался.
Михаил Иванович только что вернулся из наших краев.
Семь дней, с 17 по 23 сентября 1919 года, пробыл агитпоезд «Октябрьская революция» на территории Оренбуржья в его нынешних границах.
Бузулук — Сорочинск — Оренбург — Соль-Илецк — Оренбург — Покровка — Новосергиевка — Тоцкое — Бузулук… Таким был маршрут поезда по земле оренбургской. И каждый день до краев заполнялся делами. Повсюду проходили многолюдные митинги, на которых непременно выступал Председатель ВЦИК. Не будет, казалось, конца задушевным беседам всесоюзного старосты с людьми: крестьянами, рабочими, красноармейцами, казаками, военнопленными. Допоздна продолжались совещания с партийными, советскими и военными работниками.
Тысячи и тысячи людей на всем пути следования поезда встречали гостей из Москвы, как посланцев Ильича — спрашивали и рассказывали, советовали и жаловались, делились наболевшим.
…Письмо датировано 30 сентября 1919 года. Агитпоезд к тому времени вернулся в Москву. Ленин уже беседовал с «Калинычем».
ПОИСК
В поиск включались все новые люди: геологи и нефтяники, краеведы и архивисты.
Мне самому пришлось поднять чуть ли не все фонды губернского управления по топливу.
Каждый документ, каждая страница переписки говорили об одном: напряженнейшем положении на топливном фронте.
«Положение Оренбурга в отношении топлива катастрофическое…»
«Нормы отпуска дров продолжают сокращаться…»
«Госпитали, лазареты, больницы почти не отапливались…»
Меры предпринимали чрезвычайные: повсюду рассылали заготовителей, шли с обысками к тем, кто прятал дрова и уголь, производили реквизиции.
«Агентам по закупке нефти и керосина назначить высшие оклады по их должностям, выдавать суточные во время командировок и установить для них премии с доставленного пуда…»
О нефти думали всего более. Нефть была эликсиром жизни. И каждый добытый пуд становился событием — большим, радостным.
«Акт… От председателя сельского Совета Лемешева принято 212 пудов нефти в обмен на такое же количество антрацита…»
Никаких указаний на то, что сельсовет, где председательствовал Лемешев, находится в другой губернии — дальней ли, ближней, но другой — в акте не было.
РАЗГАДКА ПРИХОДИТ
По словам Калинина…» Нет ли каких- то материалов о нефти в книге «М. И. Калинин в Оренбуржье», выпущенной несколько лет тому назад местным издательством?
На страницах 116—117, в докладе Калинина на заседании ВЦИК VI созыва об итогах поездок по РСФСР в поезде «Октябрьская революция», встретились слова:
«В Оренбургской губернии можно наблюдать такое явление: крестьяне привозят откуда-то по две-три сотни пудов нефти, они берут ее из каких-то канав и сбывают в городе; на ней работают городские двигатели и мельницы. Бывает, что крестьяне привозят до трех тысяч пудов нефти».
Прямая перекличка с актом! Но ГДЕ эту нефть добывали?
…Прокофий Корнеевич Десятерик, уважаемый в городе ветеран архивного дела, готовя названную книгу, изучал материалы о поездке Калинина непосредственно в Государственном архиве Октябрьской революции в Москве. Сборник мог вместить лишь некоторую часть документов, многое сюда не вошло.
Не вошло, но в память врезалось. Например, такое. Когда поезд останавливался. на станциях Новосергиевской и Покровка, крестьяне ведрами приносили нефть для нужд состава, в котором ехал по России Михаил Иванович. Об этом, помнится Десятерику, писалось в. поездной газете.
Факт, сообщенный архивистом-краеведом, позволил поставить все на свои места. Районы поименованных станций и были теми, которые, находясь, примерно, верстах в семидесяти, быть может, чуть дальше от Оренбурга, давали тогда надежду на то, что губерния, переживающая топливный кризис, получит свою собственную нефть.
ОТВЕТ ВОЖДЮ
Нефтяным Оренбуржье стало гораздо позднее. …Ответ на запрос Ильича, сделанный им 30 сентября 1919 года, пока не найден. Он может отыскаться в фондах Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма, ВСНХ, а, возможно, и Оренбургского совнархоза.
Но достоверно известно одно: тогда «утилизация» могла состоять лишь в том, чтобы наиболее полно ‘ выявить наличие источников нефти и возить — как можно больше возить — ее для нужд предприятий.
Это было сделано. Разведки же месторождений начались уже тогда, когда власть Советов стала на ноги прочно. Геологи и пришедшие вслед за ними нефтяники решительно сказали: «Богатства огромны». Вся страна узнала о Бугуруслане. А сегодня… сегодня кладовых «черного золота» в области много, они охватили всю западную ее часть и вплотную подошли к Оренбургу.
Поистине невообразимое нефтяное море!
И это лучший комментарий к письму под номером 86, самый радостный ответ на ленинский запрос об оренбургской нефти…