Вот как это произошло.
5 февраля по пути в Кизляр на Гмелина и его отряд неожиданно напала шайка горцев, засевших в засаде около дороги. Налетели со свистом и криком «Алла, алла». Затрещали выстрелы, блеснули обнаженные клинки, столкнулись грудью кони, стали падать убитые и раненые. Ошеломленные неожиданностью нападения, терские казаки не выдержали натиска численно превосходивших их горцев. Часть казаков была перебита, многие ускакали, остальные были захвачены в плен вместе с Гмелиным и его спутниками — рисовальщиком Бауром и студентом Михайловым.
Захватила Гмелина шайка усмея Али-Амзы. Этот феодал владел рядом крупных и мелких селений, большими отарами овец и другого скота, своего и захваченного в набегах. Имел он и немало рабов. Усмей мог выставить солидное ополчение из подвластных ему мелких ханов, беков и старшин.
Числился Али-Амза сторонником России, но это не мешало ему нападать и на русских — был бы предлог!.. А здесь, как на грех, и нашелся такой предлог. Дело в том, что Али-Амза заподозрил (а может быть оно так и было), что его давнишний враг и соперник, владетель соседнего ханства, склонился на сторону русских и что русские, якобы, предпочли дружбу и услуги этого хана дружбе и услугам его, Али-Амзы. На этом «законном» основании можно смело и открыто нападать на караваны «гяуров». При таких обстоятельствах и был захвачен Гмелин.