Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Сокровищница диковин

Бывает же такое: годами, десятилетиями живешь рядом с каким-нибудь примечательным явлением и даже не подозреваешь об этом. Так случилось и со мной. Миасский горный техникум я знал лет тридцать с гаком, чуть ли не с первых дней его существования. Было много знакомых среди преподавателей и учащихся. Жил рядом и вдали от него, теперь живу окнами в окна, через улицу…
И вот — случай. В Миасс приехал съемочный коллектив фильма «Журналист» под руководством народного артиста СССР С. А. Герасимова. В один из последних дней пребывания в нашем городе работники кино узнали, что наискось от гостиницы, в здании горного техникума есть музей.
Пошли. Осмотрели. А потом Сергей Апполинарьевич Герасимов долго горевал: «Как же так? Сколько времени зря пропало. Изнывали от скуки в плохую погоду, а в двух шагах находилась такая сокровищница каменных цветов! Здесь днями можно ходить, смотреть и постигать богатства недр земных…»
Тогда и меня разобрало любопытство, но настроен я был скептически: казалось, ничто не могло удивить человека, хорошо знакомого с сокровищами знаменитых Ильменских гор, «минералогическим раем»! Да ведь и большую часть жизни я провел с горняками, золотоискателями, рудознатцами.
Музей горного техникума поразил своими диковинками, причем уникальными. Вот несколько бивней мамонта… В юности мне пришлось поработать на одном кустарном предприятии, изготовлявшем на экспорт изделия из мамонтовой кости. Десятки мощных бивней, диаметром в 20—25 сантиметров, мы, рабочие, распиливали на тонкие пластины, которыми облицовывали деревянную основу шкатулки или шахматного ящика. Пудреницы и портсигары делались из цельного куска, внутренность которого выдалбливалась и выбиралась специальной фрезой. Привозила бивни Карская экспедиция с дальних берегов Ледовитого океана.
В музее рядом с бивнями был выставлен клок буро-серой шерсти с ясно различимым подшерстком зверя. История этого экзотического экспоната не совсем обычна.
Преподаватель техникума А. Д. Харюткин раньше работал на острове Большой Айон в Восточно-Сибирском море, на Чаунской губе. Однажды жители поселка Валькумий и работники геологической партии стали замечать, что собаки откуда-то притаскивают крупные куски мяса. Оказалось, что море обнажило в прибрежной толще тушу мамонта. О находке сообщили к Москву, тушу отправили туда, а на память о ней Харюткин выстриг клок шерсти, который затем преподнес музею.
Еще диковинка—два черных кусочка мумиё. Это — самое загадочное вещество, на поиски которого снаряжались экспедиции альпинистов в высокогорные районы страны. Подарил их посетитель альпинист В. Иванченко. Он нашел мумиё в Фанских горах Памира.
Воспитанник горного техникума, экскаваторщик Н. Мароходов рыл вентиляционную шахту На Челябинском трубопрокатном заводе. На глубине двух метров в глинистой породе он заметил какой-то необыкновенный предмет. Поднял. Что-то похожее на металлическую рюмку. Оказалось, действительно древняя серебряная чаша со следами чеканного рисунка и позолоты. Теперь она тоже в музее.
У самого входа — витрина с коллекцией поделочных камней — топаза, нефрита, сердолика, яшмы. Два года назад ее подарил техникуму профессор Московского художественного института имени Сурикова П. Д. Покаржевский. Он рассказал, что при составлении красок использует их цвета. И не было случая, чтобы не хватило оттенков — настолько разнообразна цветовая гамма камней.
Вот выставлен темно-серый кусок какой-то породы. Он выглядит так невзрачно и буднично, что поначалу недоумеваешь — зачем сюда попала глыба некрасивой бурой земли. «Лабрадорит с выгодными плоскостями…» — поясняет заведующая музеем И. И. Богачева и помогает найти точку, с которой нужно смотреть на экспонат. И камень во мгновение ока преображается, его грани вспыхивают синими огнями такого нежного и глубокого оттенка, что даже сравнить не с чем.
В круглой коробочке из органического стекла — горсть черного, как смоль, песка с известных Черных пляжей Кубы. Привез песок преподаватель Свищев. Он же передал музею мексиканскую аметистовую друзу — подарок мексиканских студентов.
В другой витрине — коллекция так называемых эоловых образований. Десятки, может быть, сотни лет ветер обрабатывал, обтачивал и шлифовал известняки на вершинах гор. И получились удивительных форм, идеальных симметрий разнообразные фигуры. Никогда не подумаешь, что эти изящно изогнутые крендели, замысловатые виньетки произвела природа без помощи рук человеческих.
Богато представлены друзы. Лучшей считается друза горного хрусталя учащейся Малиновской. Великолепную друзу кальцита подарил спелеолог-любитель А. Сычев. Он нашел ее в Усть-Катавской пещере Лаклы. Тесно сомкнулись друг с другом десятки продолговатых кристаллов. Они топорщатся так густо, что в техникуме прозвали их «ежиком».
Два кусочка пемзы—темный и светлый — взяты из вулкана Везувий в Италии. Преподаватель П. Вагин привез их из туристской поездки. А учащиеся Панина и Авдеева отыскали на Алтае, в Чернышевском районе, очень редко встречающийся в природе розовый кварц. Рядом с ним — необыкновенный экспонат: в черном как ночь минерале виден правильной формы белый ромб. Это в черную слюду природа вкрапила белую, да так искусно!
Но музей состоит не только из таких уникальных находок. На его экспонатах учатся молодые геологи, поэтому а шкафах и на стеллажах можно видеть образцы почти всех месторождений черных, редких, редкоземельных и полиметаллических ископаемых Советского Союза.



Перейти к верхней панели