На обложках календарей, особенно старых. можно нередко встретить круг с занятными фигурками — олицетворениями двенадцати созвездий зодиака. Известно, что эти созвездия расположены по большому кругу небесной сферы, эклиптике, по которой совершается видимое годовое движение солнца. Но вот где, когда и в силу каких причин они получили свои названия — припомнит, не всякий. А это интересно.
Шутливое высказывание польского поэта Юлиана Тувима, удивляет не открытие астрономами различных планет, а как были узнаны названия последних,— можно отнести н к зодиакальным созвездиям. На это ответил бы древнегреческий писатель Лукиан: «Из этого воздушного пространства с рассеянными по нему звездами египтяне выкроили 12 созвездий, и каждое из них нашло свой образ от того, что существует в волах, а также от людей, зверей и домашнего скота». Ответ точный, но не исчерпывающий. Стоит к нему кое-что добавить.
Люди, населявшие около 20 тысяч лет назад долину Нила, обратили внимание, что солнце оказывает большое влияние на все живое на Земле, в том числе и на урожай. Появилась необходимость как-то изучить видимое движение животворного светила, чтобы установить последовательность и продолжительность сезонов и месяцев в году. Так возник научный интерес к небу, обусловленный прежде всего материальными нуждами человека, и древние египтяне стали первыми астрономами, благодаря ясности небосвода в их краях.
В те давние времена возникли н названия тех важнейших звезд, с которыми «приходило» солнце; эти названия в основном тоже были вызваны хозяйственными заботами людей. Звезды, с появлением которых, например, рождались ценные в быту козы, получили название созвездия Овна. Тельцом именовали звезды, светившие в период запрягания быков в плуги для обработки земли. Девой-жницей — звезды поры уборки урожая. Скорпионом — созвездие, при котором дули ветры, приносившие из пустынь иссушающий зной, подобный губительному яду насекомого. А Водолея называли сперва звездами наводнения, гак как при них выходил из берегов Нил.
С развитием торговли египетскую астрономию переняли и другие народы, прежде всего греки. Последние связали названия звезд, главным образом, с именами своих богов и героев.
По древнегреческим сказаниям-мифам, созвездие Овна получило название в честь того золотошерстого барана, за чудесной шкурой которого отправились в Колхиду мореплаватели-аргонавты.
Созвездие Тельца — в честь «отца богов и людей» Зевса, принявшего обличье красавца-быка и пленившего деву- Европу.
Близнецами оказались Аполлон и Геракл — предводители, муз, богинь искусств и наук.
Рак и Лев. причинившие Гераклу одни лишь неприятности при свершении им знаменитых подвигов. были введены в число созвездий зевсовой супругой Герой, которая ненавидела героя.
По сходной же причине другое созвездие было названо Скорпионом: охотник Орион пригрозил покровительствующей зверям богине Артемиде, что перебьет всех ее любимцев, и за свои слова был ужален смертоносным насекомым.
Девой и ее Весами прозвали созвездия в воспоминание о некоей всеобъемлющей Справедливости, правившей миром в незапамятный Золотой век.
Стрелец получил свое название от кентавров, полулюдей-полулошадей, оруженосцев Аполлона.
Козерог (полукозел-полурыба) изобрел трубу и игрой на ней вдохновлял на бой с восставшими титанами, сынами земли.
С Водолеем было связано сказание о Девкалионе, предке греков: спасшийся вместе с супругой от потопа (которым Зевс покарал земной мир за бунт титанов), он возобновил человеческий род, а в память о всеобщем наводнении получил от небожителей кувшин с влагой.
Наконец, созвездие Рыб. замыкающее течение года, назвали в честь потомства той знаменитой рыбы, которая будто бы обитала в озере близ города Эдессы и спасла однажды местное божество Деркето, поглотив всю воду из кувшина Девкалиона, вознамеривавшегося погубить богиню.
Так в представлении греков выглядел «годовой круг» солнца в поясе из 12 созвездий и по причине его «насыщенности» различными животными был назван зодиакальным, т. е. «звериным», в переводе с греческого. А на монетах города Александрии Египетской, чеканенных при императоре Антонине, мы видим олицетворения этих созвездий и «портреты» сопровождающих планет, какими в те времена считали Солнце — Гелиоса, Луну — Селену, Юпитера, Марса, Венеру, Меркурия и Сатурна. Помещенные на монетах в разных сочетаниях, такие изображения были выбраны отнюдь не случайно.
В 146 году новой эры исполнилось 60 лет императору Антонину, при котором Александрия окончательно стала торговым портом мирового значения. Умалчивая, разумеется, о том, что основой преуспевания была беспощадная эксплуатация рабского и беднейшего населения города, современники сравнивали Александрию с драгоценным украшением Римской империи. Поэтому- то местные «власть имущие» по-своему отметили юбилей общеимперского правителя; изображения на единственной в древности «зодиакальной» серии медных монет (золотые и серебряные деньги не выпускались в завоеванных римлянами областях) представляли помесячный астрологический гороскоп — якобы благоприятные для Антонина сочетания созвездий и планет.
Здесь необходимо сказать несколько слов об астрологии, которая, оказывается, тоже связана с зодиаком — самым нелепейшим образом.
Правильно подметив взаимосвязь между положением солнца и звезд на небе с наступлением определенных времен года на Земле, люди стали думать, что звезды оказывают влияние на человеческую жизнь и на судьбы мира вообще. Вот почему вслед за астрономией, наукой о небесных светилах, в глубокой древности же зародилась астрология, лженаука о предсказании будущего по положению на небе светил.
Фантазии астрологов (или, как их еще прозвали, звездочетов) осмеивали уже в давние времена. Остроумный пример тому — следующие слова Тримальхиона, героя древнеримского романа «Сатирикон»: «Вот, значит, кто родился под Бараном, у того и скота много, и шерсти; голова крепкая, рожа бесстыжая, не попадайся такому — забодает! Ну, а там из небес и Теленок появляется: народ тут все брыкливый родится. Когда же двойни выйдут, родятся те, что «нашим и вашим». А под Раком я сам на свет объявился; вот и стою на ногах крепко да цепко, имущества много имею на земле и на море —рак ведь и туда и сюда годится. На Льва родятся обжоры да начальники всякие. На Деву — бабье разное, беглые й те, кому на цепи сидеть. Как Весы выйдут, все родившиеся мясниками будут, лавочниками да хлопотунами. На Скорпиона, спаси и помилуй, появятся на свет такие, что отравить и зарезать человека всегда готовы. На Стрелка пойдут все косоглазые,— у кого один глаз на нас, а другой — на Кавказ. На Козерога— бедняки: у тех с горя шишки растут. На Водолея родятся одни трактирщики. Ну, а под Рыбами — все повара».
Тем не менее, астрология успела завоевать прочные позиции, и о причинах такого успеха хорошо сказал знаменитый в средние века астроном Иоганн Кеплер: «Ошибка, то есть неисполнение предсказаний, забывается… а совпадение помнится по-бабьи, и, таким образом, к звездочету продолжают относиться с почтением».
И сегодня многие буржуазные страны буквально наводнены астрологами, которые, спекулируя на неуверенности миллионов трудящихся в своем завтрашнем существовании, приучают людей к тупой покорности «судьбе», будто бы кроющейся за созвездиями зодиака. Ты безработный? Ничего не поделаешь — такова воля звезд! Твоя семья голодает? Что ж, все мы во власти космических сил! Ты ночуешь на скамье в парке или под мостом? Обвиняй в этом Марса и Сатурна!
Для нас же зодиакальные созвездия — прежде всего отображения древнегреческих мифов, встречающиеся не только собирателям монет, медалей, марок и спичечных этикеток, но и всем нам — на календарях, с которых мы и начали этот рассказ.