Поведение рыб в пруду, озере или хотя бы в обыкновенном аквариуме только кажется хаотическим, а движения беспорядочными: на самом деле здесь проявляются определенные биологические закономерности, которые интересуют не только зоологов или ихтиологов, но и специалистов многих других наук — физики, химии, кибернетики и бионики.
До недавнего времени сведения о поведении рыб в реках, озерах, прудах были очень скудными. Их получали в основном от рыбаков. Только в последнее десятилетие ученые занялись исследованием этого очень интересного вопроса, решение которого позволит управлять поведением рыб.
Что же особенно привлекает ученых!
Прежде всего, удивительная способность рыб находить тот участок водоема, где они «родились» и выросли,— свой «дом». Некоторые из рыб строго привязаны к определенным участкам озера, реки или ручья. Другие с поразительной точностью, даже ослепленные, возвращаются «домой», ориентируясь, видимо, по запаху. Рыбы, у которых повреждены органы обоняния, не находят дороги.
О том, насколько тонко они чувствуют запахи, говорят такие факты: угорь, например (по данным Тейхмана), воспринимает фенилэтилалкоголь примерно в такой пропорции: один грамм вещества на объем воды, равный Ладожскому озеру. Карась реагирует на некоторые ароматические вещества в такой концентрации: примерно один грамм на сто кубических километров воды.
Эти величины кажутся неправдоподобными и нуждаются в проверке, но поразительная способность рыб воспринимать запахи и находить свой «дом» подтверждается работами и советских, и зарубежных ихтиологов.
Высокая обонятельная чувствительность рыб давно известна рыбакам, которые нередко применяют пахучие приманки. Например, добавляют анисовые капли, ваниль при ловле карпа. Интересно, что рыбы с помощью обоняния не только ищут пищу или находят дорогу в свой район, но и умеют вовремя обнаружить хищника, избежать опасности. Опыты ученого Геца доказали, что гольяны отличают запахи пятнадцати видов рыб. Если в аквариум, где находятся гольяны, добавить немного воды, в которой жил хищник, это послужит сигналом опасности.
Поразительная способность рыб воспринимать запахи, и сами запахи могут служить мощным средством управления поведением рыб. Сейчас уже ученые нашли много различных ароматических веществ, с помощью которых можно отпугивать или привлекать разные виды рыб. Но для этого надо в водоемах самым тщательным образом сохранять чистоту.
Любопытно, что обоняние рыб более приспособлено для ориентации в речных условиях. В стоячей воде прудов, озер и водохранилищ большую роль играет зрение рыб и свет. Так, только благодаря хорошо развитому зрению рыбы-планктофаги питаются и спасаются от врагов. В прозрачной воде небольшие рыбки видят предметы на десятки метров. У рыб хорошо развита зрительная сигнализация (движениями, позами). Стоит одной заметить хищника, как вся стая мгновенно совершает четкий, слаженный маневр, дезориентирующий его.
Многие спиннингисты наблюдали, как иногда за блесной до самого берега идут окуни, даже не пытаясь ее схватить, и все попытки заставить их сделать это не удаются. Причина тут, очевидно, в том, что они принимают блесну не за лакомую добычу, а за своего «товарища» из стаи.
У стайных рыб с хорошо развитым подражательным инстинктом в течение жизни происходит накопление опыта, который затем перенимают молодые особи. Наблюдения, проведенные ученым А. Николаевым в институте морфологии животных Академии наук СССР, показали, что когда рыб ловили удочкой, у их «товарищей» из стаи постепенно вырабатывался оборонительный рефлекс. Вот чем можно объяснить недоумение незадачливых рыболовов, которые досадуют и никак не могут понять причину того, почему после нескольких удачных забросов клев прекращается. Не встретились ли они с такой «обученной» рыбой?
Перед рыбоводами стоит очень важная и увлекательная задача: овладеть методом обучения молоди, создать комплекс защитных, ориентировочных и пищевых рефлексов перед тем, как выпускать ее в водоем. Практическая потребность в этом большая — только на одном Таватуйском рыбоводном заводе ежегодно выпускается в озера области около 10 миллионов личинок ценных видов рыб: рипуса, сига, гибрида сига с рипусом. Большая часть оказывается неприспособленной и погибает. «Обученные» же мальки смогут избежать опасности и выжить.
Важную роль в жизни рыб играет звук, звуковая сигнализация.
Долгое время подводный мир называли «миром безмолвия». В действительности же нет ни мира безмолвия, ни безмолвных рыб. Они не только издают звуки, имеющие различное сигнальное значение, но и чутко реагируют на них. В то время, как некоторые виды рыб довольно быстро привыкают к шуму, например к моторным лодкам, другие «теряют аппетит», уходят в более тихие участки.
Так, на Урале при освоении водоемов резко падала численность язя. Во многих реках и озерах (например, в Таватуе) он вообще исчез. Одна из наиболее вероятных причин — усиление шума.
С помощью различных гидроакустических устройств можно будет со временем определять местонахождение тех или иных видов рыб, собирать их вместе, облавливать. Кроме того, используя весь комплекс средств: свет, электрический ток, запахи и звуки,— станет возможным управление всеми сторонами поведения рыб.
Но многое еще предстоит выяснить, впереди сотни экспериментов, исследований и непосредственных наблюдений в природе. И в этом большую помощь могут оказать читатели журнала «Уральский следопыт», ребята — неутомимые исследователи родной природы, рыболовы-любители, спортсмены-подводники.
В мае этого года на озере Таватуй проводилось мечение рыб пластмассовыми метками для того, чтобы определить их численность, распределение, концентрацию. Поэтому просьба к следопытам, взрослым и ребятам: если поймаете меченую рыбу, обязательно взвесьте ее, замерьте ее длину, определите пол, возьмите несколько чешуек с участка, расположенного под основанием спинного плавника. Все данные вместе с чешуей и меткой просим выслать по адресу: город Свердловск, Уральское отделение Сибирского научно-исследовательского института рыбного хозяйства.