Малахит — один из тех камней, которые уральская природа щедро наделила исключительно красивой расцветкой и богатством рисунка.
≪Это камень яркой, сочной, жизнерадостной и вместе с тем шелковисто-нежной весенней зелени, — писал академик А. Е. Ферсман, — камень, который может по праву считаться ценным кладом русских подземных сокровищ, так как только на Среднем Урале давно открыты уникальные месторождения — Меднорудянское (≪Демидовская медница≫) и Гумешевское (≪Гумешки≫), которые уже давно его прославили на весь мир≫. История еще не знает подобных крупных скоплений этого камня. Чудо-малахитницей назвал в свое время тагильскую кладовую Андрей Николаевич Оберюхтин, потомственный малахитчик, мастер Свердловского завода ≪Русские самоцветы≫.
Интересна ее история.
В 1814 году житель Нижнетагильского завода Козьма Кустов, расчищая колодец, заметил на дне его небольшой прожилок медной зелени. Козьма поспешил объявить об этом заводскому начальству. Разведка подтвердила: это медная руда. Так было положено основание знаменитому в горной истории Меднорудянскому руднику.
Но в том же году, попутно с медными рудами, обнаружился и малахит. Особенно знаменательным был 1836 год, когда в южной части месторождения, под руслом речки Рудянки, южнее шахты Надежной, на глубине 76 метров в гнезде среди тальковых медистых глин, ≪окисной железины≫ (бурого железняка) и известняков была встречена колоссальная глыба малахита весом… 250 тонн!
Перед разработкой этого гнезда хозяева округа Демидовы предписали ≪составить совет, как удобнее вынуть эту малахитовую массу. На случай дробления предложено сделать модель≫. Модель имела длину 5,3 м, ширину 2,5 м и высоту до 1,2 м. Эту глыбу впоследствии извлекли из выработок по частям, причем крупнейшая из них весила около двух тонн.
После этой уникальной находки на руднике ежегодно добывалось до полутора-двух тонн малахита.
А всего из ≪Демидовской медницы≫, до тех пор пока не закрыли рудник, было добыто около 125 тысяч тонн камня.
***
Редкостная тагильская глыба почти полностью ушла на оформление Эрмитажа. Известно, что только на одни колонны и пилястры Зимнего дворца израсходовали две тонны сто двадцать восемь килограммов малахита.
Известный художник А. Г. Венецианов, обращаясь к одному из своих корреспондентов, писал о создании знаменитого Малахитового зала в заново отделываемом (после пожара) Зимнем дворце: ≪Дворец чуть-чуть не кончен (я еще не был), в нем будет малахитовая комната — малахит в перстнях носили, помните?≫
Малахитовый зал производит очень эффектное впечатление нарядным и ярким сочетанием зеленых тонов камня с по золотой архитектурных деталей и с малиновым шелком мебели. В зале, по длинным сторонам его, установлено восемь малахитовых колонн, расположенных попарно, и по коротким сторонам — восемь пилястров на белых мраморных постаментах, украшенных бронзовыми венками и шлемами. По средней оси боковых стен расположены два малахитовых камина с украшениями из золоченой бронзы.
В этом же зале представлены и разнообразные изделия: круглый стол с малахитовой столешницей на кариатидах из темной бронзы, парные прямоугольные столы на бронзовых подстольях, вазы изысканной яйцевидной формы, широкие вазы в форме античных кратеров на высоких малахитовых пьедесталах, торшеры, отделанные малахитом темного тона, вазы-кувшины, шкатулки, письменные приборы, подсвечники…
А у Советской лестницы дворца установлена колоссальная малахитовая ваза, изготовленная екатеринбургскими мастерами. Ее высота 184 сантиметра, диаметр — 146 сантиметров. Это одно из лучших творений уральских малахитчиков. Здесь умелой рукой замечательно подобран рисунок камня, темные и светлые волнистые полосы, закономерно чередуясь, причудливо опоясывают тело вазы. На изготовление ее пошло около 310 килограммов малахита.
В другой сокровищнице Ленинграда — Исаакиевском соборе — еще одно чудо: десять малахитовых колонн, высотой 9,5 метра каждая. ≪В полумраке собора, — писал академик А. Е. Ферсман, — среди мягких тонов серого и серовато-розового мрамора зеленые бархатистые колонны производят чарующее впечатление≫.
Основу каждой колонны составляет полый чугунный цилиндр, охваченный бронзовым кожухом, на который наклеены специально подобранные пластинки малахита толщиной 3— 3,5 миллиметра. Мастера-камнерезы настолько искусно подобрали по рисунку, цвету и форме отдельные пластинки камня, что колонны производят впечатление вырубленных из цельной глыбы. На изготовление их пошло около трех тонн малахита.
Еще одной редкостью считалась дарохранительница весом 115 килограммов, изготовленная из цельного куска бирюзового малахита в 30— 40-х годах прошлого столетия. Долгие годы она служила надгробием заводчика Н. Н. Демидова в подземелье Никольской церкви в Нижнем Тагиле. Где находится дарохранительница сейчас — неизвестно.
Множество изделий из нижнетагильского малахита хранится в заграничных музеях и частных собраниях. Русские цари любили делать подарки императорам, королям и шахам. Особо дорогими дарами считались изделия из уральского малахита, как, например, поднесенные Александром I Наполеону стол, канделябр и ваза из этого камня.
Чудесные малахитовые вазы были подарены царским двором финансовому магнату Ротшильду в Лондоне и персидскому шаху. Не ударил лицом в грязь и тагильский заводчик Анатолий Демидов — князь Сан-Донато. Он преподнес папе римскому самоцветную глыбу, которая, кстати, до сих пор считается одним из бесценных сокровищ Ватикана. Большой известностью пользовалась огромная чаша (2X1,43 м) и ваза высотой в 2,5 м, выставленные тем же Анатолием Демидовым на Парижской выставке в 1878 году.
За годы Советской власти уральские умельцы создали немало великолепных изделий из нижнетагильского малахита. Среди них особенно славятся творения потомственного малахитчика А. Оберюхтина. Им, кстати, изготовлен в 1948 году на свердловском заводе ≪Русские самоцветы≫ уникальный письменный прибор из 12 предметов.
А за вазу, выставленную в 1958 году на Брюссельской выставке, заводу ≪Русские самоцветы≫ была присуждена большая золотая медаль.
***
Все, о чем рассказано выше, стало уже достоянием истории. Уникальное Меднорудянское месторождение больше не дарит людям свои богатства: шахты его были разрушены в 1918 году. А сама эта подземная кладовая затоплена. На месте ее сооружен стадион Высокогорского железного рудника.
И все же Свердловский завод ≪Русские самоцветы≫ и ювелирно-гранильная фабрика делают из малахита множество всевозможных изделий — спрос на этот зеленый камень вырос. Но где предприятия добывают сырье?
Вернуться в Содержание журнала
Увы, поскольку его нигде не добывают, фабрика и завод скупают камень у ≪самодеятельных≫ добытчиков, у тех, кому ≪подфартило≫ найти около экскаватора малахитовый самородок или подобрать его на руднике.
А ведь малахит еще есть в недрах Урала. Давно известно, что в юго-восточной части главного разреза Высокогорского рудника можно организовать попутную добычу его.
Что бы рудоуправлению взять по-настоящему в свои руки добычу этого ценного поделочного камня, стоимость которого на мировом рынке сейчас более 100 рублей за килограмм!
Малахит —это большая ценность. Даже мелочь, отходы пошли бы в дело. Из них исстари производят долговечные и весьма дорогостоящие краски.
Бесхозяйственное отношение к подземным ценностям могло бы тянуться еще долго, если бы за решение этой важной проблемы не взялся общественный технико-экономический совет Тагильского горкома партии. Изучая возможности добычи зеленого камня, члены горной секции совета подняли архивы и нашли множество ценных документов, доказывающих наличие богатств в затопленном Меднорудянском руднике. Подтвердили это и старожилы-специалисты.
Было установлено, что в заброшенной ≪меднице≫ имеется много ценного сырья — порядка нескольких миллионов тонн. Богатая зона находится близ поверхности земли и ее вполне можно разрабатывать открытым способом.
Раскрыть подземные богатства месторождения — таков был вывод. Рекомендации совета одобрило бюро Тагильского горкома партии. У Меднорудянского рудника началась вторая жизнь. По заданию рудоуправления шахтостроители прошли из шахты ≪Магнетитовая≫ по горизонту 30 метров и квершлаг до старинных работ ≪Демидовской медницы≫ длиной более 200 метров. Подсечены медистые глины с признаками малахита. Убран многолетний двадцатиметровый навал шлака с площади рудника и про бурены скважины. Доставленные а ≪Уралмеханобр≫ керны показали, что в них, 8 числе медистых минералов, есть и малахит.
Разработка медных руд раньше велась здесь подземным способом. Горные работы достигли глубины 300 метров. Под землей осталась масса рудных целиков, а среди глин и железняков —скопления малахита.
Открытые горные работы охватят значительную площадь. Шансы встретить здесь промышленные скопления малахита —очень велики. Будем надеяться, что вскоре вновь раскроются двери богатой подземной кладовой и вернут нижнетагильскому малахиту былую славу.