Люди думают над тем, как лучше, как безошибочнее подсказать своим детям единственно верную для них дорогу к будущей профессии. Многое для этого делается в нашей стране. Но проблема все-таки остается. И решить ее не просто. Однако какими бы открытиями в этом вопросе ни ознаменовалась педагогика, по-прежнему старым добрым проводником в еще неясный мальчишкам и девчонкам завтрашний день останется их любимая книга. Я имею в виду прежде всего книги, написанные специалистами, бесконечно влюбленными в свое дело.
≪…Я плыл к Везувию на маленьком корабле Плиния и меня вместе с ним душил запах серных паров. Видел огромную зеленую морскую волну. Она хлестала в окна домов и тащила по улицам Лиссабона бревна, лодки, корабли…
Несколько раз я перечитывал Рубакина. Что же это за силы, которые разрушают города? Можно ли обуздать их ?≫—так пишет об одном очень важном эпизоде своего детства Владислав Михайлович Ляхницкий. Невзрачная с виду книжка Н. Рубакина ≪О великих и грозных явлениях природы≫ неожиданно показалась подростку самой интересной из всех читанных им книг.
Можно сказать, что с этих пор и началось его увлечение геологией.
Прошли годы. В. Ляхницкий действительно стал геологом. За тридцать лет работы он исходил значительную часть Сибири, многое повидал в горах Кузнецкого Алатау, на Забайкальском Севере и других местах. И сам написал книгу —о чудесах нашей сибирской природы, об удивительных явлениях и открытиях, о замечательных людях-сибиряках, встречавшихся ему на таежных тропах.
Книга составлена из рассказов, и каждый из них приоткрывает нам ту или иную удивительную особенность Сибири…
Мы читали сказки Мюнхаузена о городке, засыпанном снегом,—помните, когда безудержный бахвал привязал свою лошадь к столбику, оказавшемуся потом верхушкой креста на церкви? Но сказка сказкой. А В. Ляхницкому и вправду приходилось не раз зимовать в избах, занесенных снегом по самую трубу. Случайный путник мог свободно пройти по снегу над крышей и даже не заметить, что под ним жилье.
Разве не удивительно, что в этих местах Кузнецкого Алатау снег иногда скрывает целые леса, особенно на склонах гор, где толщина покрова достигает пяти-шести метров. А рядом, в каких-либо ста километрах, —в Хакассии — снега нет вовсе. Там весь год на телегах ездят…
В. Ляхницкий пишет о покорителях снежных лавин, о работе на золотых приисках, о силаче Федоре, который никак не мог ≪разрубить≫ топором струю воды, бьющую из монитора. О реках на горе, о ≪загорающих≫ рыбах, о снежном человеке, который оказался… обыкновенной росомахой, о горном ключе Амундакене, температура воды которого —почти сто градусов. Для того, чтобы искупаться, геологи отходят от ключа метров на четыреста. Там температура воды уже градусов тридцать. Сбрасывают полушубки в снег, раздеваются и нежатся в теплой речке. Протянут руку —сугроб, кинут камень —с веток сыплется иней…
А однажды автору довелось наблюдать явление жуткое и незабываемое.
Он возвращался после работы в лагерь. Была ночь. До лагеря оставалось километров шесть. И вдруг в совершенно непроглядной тьме он заметил вдалеке странный свет. Фонарь? Но откуда здесь быть фонарю?
Снял ружье, поднял его, а над стволами вспыхнуло светящееся облачко диаметром сантиметров тридцать. Поднял руку с растопыренными пальцами —и в темноте возникли пять маленьких светящихся конусов. Поднял руку выше — и конусы увеличились, стали ярче.
Это были огни Эльма. Совсем не безобидные, как может показаться. Они были причиной многих воздушных аварий. Они погубили когда-то гигантский дирижабль ≪Гинденбург≫. Огни эти возникают обычно перед грозой.
Действительно, вскоре началась светящаяся метель, повалил сверкающий снег и грянул гром такой силы, что невольно прижал к земле. Отгремел—и ослепила новая вспышка…
Немногим удавалось такое увидеть.
Юные читатели, познакомившись с книгой В. Ляхницкого ≪В поисках весны≫, выпущенной недавно Восточно-Сибирским книжным издательством, откроют для себя много нового. И кто знает, может быть с этой книгой зародится кое у кого стремление отправиться на поиск своей весны— посвятить себя изучению еще многих не открытых тайн Земли и ее природы. И, может быть, именно на этом пути раскроются наиболее полно качества его ума и характера.