Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Раскопки в стране слов

Каждое слово — это маленькая тайна. Разгадкой ее занимается наука этимология. Работа ученого, исследующего происхождение слов, тонка и сложна. Она требует больших знаний и настойчивости. Дело в том, что от длительного употребления многие слова снашиваются, истираются, их связи блекнут, выветриваются, забываются. Словно археолог, снимающий слой за слоем земли, чтобы раскопать остатки занесенного пылью веков человеческого поселения, языковед поднимает слой за слоем в словах, вскрывает их былые связи и приходит к выводам, имеющим ничуть не меньшее значение, чем выводы археолога. Языковед вооружен не лопатой, а пером, но «копает» он порой и поглубже, потому что язык хранит в себе древностей не меньше, чем «мать — сыра земля».
Язык — громадный заповедник истории человечества. Чтобы не заблудиться в нем, имеется прочная путеводная нить — соответствия между звуками отдельных языков. Звук — это маленький кирпичик языка. Звуковой строй — фундамент, на котором строится все здание. И если в «фундаменте» двух языков (или трех, четырех, десяти, двадцати) наметанный и точный глаз ученого заметит сходство, да если еще, к тому же, оно подкрепляется сходством в значениях слов и в их грамматическом устройстве — эти языки объявляются родственными, происходящими от одного языка — «отца».
У языков-детей могут быть разные судьбы. Они с течением времени настолько изменяются, что перестают походить как на своего предка, так и друг на друга. У «детей» может быть многочисленное и разнообразное потомство, и разница между «внуками» увеличивается еще больше. Ну кто бы мог подумать, что, например, русский, армянский, индийский, норвежский, испанский, немецкий, французский, иранский, ирландский, греческий, латинский, старославянский, афганский, осетинский и болгарский языки одного корня? Тем не менее это так. Их общий предок давным-давно уже не существует, он исчез несколько тысячелетий назад, оставив в наследство нынешним языкам свои звуки, свою грамматику и свой словарь. И каждый язык по-своему изменил, обработал это наследство.
Возьмем звук б в нескольких русских словах и посмотрим, какие звуки ему соответствуют в других языках.  Сравним русское брат с древнеиндийским бхратар, немецким брудэр, латинским фратэр, греческим фратэр, ирландским братхир, древнеперсидским братар. Мы видим здесь сходство в звучании и в значении.
Но нет ли подобного сходства в других словах? Вот, например, брать, беру. В древнеиндийском ему соответствует бхарами — несу, в немецком родственный глагол (ге) — бэрэн — рождать (буквально — приносить, от корня бэр — ), в латинском фэро — несу, фэррэ — нести, в греческом фэро — несу, в ирландском бэрим — несу, в древнеперсидском бэраити — несет.
В русском языке значение несколько изменено; брать у нас не означает нести. Но что такое нести? Это брать на себя, нести какую-то нагрузку. От брать происходит бремя — ноша. Так что значения здесь довольно близки. Кроме того, можно заметить, что соответствия начального звука б в этих словах совершенно одинаковы. По-видимому, «предок» его изменялся в одном и том же языке в одном и том же направлении. И это не только в двух словах — брат и брать, а и во множестве других!
Есть в русских народных говорах слово баять — говорить, рассказывать; от него образовано басня — короткий нравоучительный рассказ. Корень у них ба. Посмотрим, что соответствует первому звуку этого корня в родственных языках: баять, басня — древнеиндийское бханати — он говорит, рассказывает; немецкое банн — приказ, принуждение; латинское фама — молва, фари — говорить, фабула — басня (в наш язык это слово попало уже переосмысленным), греческое фэми — говорю, фатис — молва и так далее. Опять мы видим прежнее соотношение звуков: б-бх-ф-ф! А теперь вспомним, чем мы закончили предыдущую статью. Было отмечено, что слова былинка, физика, футуризм, добавка принадлежат одному корню. Какому же?
Былинка и добавка — чисто русские и оба восходят к глаголу быть. У него большое гнездо: прибыть, добыть, добавить, прибавить, убыть, убавить, забыть, забавить… Первоначальное значение глагола — рождаться, появляться, расти. В слове былинка мы находим древнейшее значение глагола «быть». Былинка — то, что растет. Добавка — то, что добавлено, приращено к какому-то количеству (например, добавка к зарплате, добавка соли в раствор).
Физика — греческого происхождения. Оно восходит к слову фюсис — природа (как мы знаем, физика это наука о свойствах тел природы), а фюсис— к глаголу фюомай — бываю, расту, становлюсь (корень фю).
Футуризм — одно из направлений поэзии XX века, происходит от латинского футурум — будущее, а это слово восходит к корню фу, означающему быть.
Теперь приложим к нашему ряду слов те соответствия, которые мы установили в словах брат, брать, басня. И здесь русскому б соответствует греческое ф и латинское ф. А все эти слова восходят к древнейшему корню бху, бхэу, существовавшему когда-то в языке, давшем начало индийскому,  персидскому, русскому, немецкому, ирландскому, латинскому, греческому и еще десяткам других. Этот древнейший язык ученые называют индоевропейским — основой, а группу родственных языков, происходящих от него,— индоевропейской семьей. Индоевропейская семья распадается на несколько ветвей. Языковеды еще в прошлом веке создали «родословное древо» индоевропейских языков.
На этом мы не заканчиваем раскопки в стране слов. Свой разговор продолжим в следующем номере.



Перейти к верхней панели