Космические курьёзы
Есть в современной фантастике особая разновидность «открытий», сделанных отнюдь не с помощью фантазии. Прочтите, к примеру, вот этот отрывок из повести Ш. Алимбаева «Альфа гениальности»:
«Муслим Махмудович подбежал к столу, достал из ящика электронный микроскоп и, наведя линзы на нужную мощность, прильнул к окуляру».
(Ш. Алимбаев, Альфа гениальности. Алма-Ата, 1967, стр. 55).
Учитывая, что действие повести происходит в наши дни, зададим читателю полушутливый вопрос: каким видом спорта должен был заняться Муслим Махмудович?
Ответ на этот вопрос — однозначен: героя «Альфы гениальности» могло выручить разве лишь увлечение тяжелой атлетикой. Ведь, подняв электронный микроскоп, он намного превысил рекорды Власова и Жаботинского…
Трудно сказать, что лежит в основе подобных «открытий». Незнание ли того, о чем берется писать фантаст, или же — предвиденье грядущих успехов науки и техники? Но отложим до поры до времени разговор о научной достоверности фантастических произведений: если отнестись к таким «открытиям» фантастов с некоторой долей юмора, их можно использовать для своеобразной викторины.
Предлагаем нашим читателям семь вопросов первой из таких викторин — «Космические курьезы писателей-фантастов». Как явствует из названия, в подборку включены «открытия» космического характера. Проверить же себя вы сможете по ответам, которые мы поместим в одном из следующих номеров. Итак…
1. В повести В. Бережного «В звездные миры» момент достижения ракетой первой космической скорости описан так:
«Когда стрелка тахометра — прибора для измерения скорости — дошла до цифры «8», электронная машина молниеносно послала импульс на автоматику, и рокот мотора оборвался».
(Сборник «Приключения и фантастика». Симферополь, 1958, стр. 289).
Как вы думаете, что здесь самое фантастическое?
2. Один из основных героев следующей повести — молодой ученый Павел Константинович. «…у Павла Константиновича появились интересные мысли в связи с этими гипотезами. Он, например, считает, что древний
календарь, найденный в Перу, может соответствовать не только нашей Венере, но и одной из планет созвездия Индейца, откуда мы иногда принимаем непонятные радиосигналы».
(В. Шитик, Последняя орбита. Минск, 1964, стр. 43—44).
Какое открытие в области космогонии сделали мимоходом фантаст и его герой — ученый?
3. Герои третьей повести летят по направлению к астероиду Церера.
«Прошла еще неделя полета. Космонавты заметили, что в корабле стало темнее…
Медведев разрешил выход наружу лишь Запорожцу. Облачившись в скафандр повышенной защиты, астроном взял с собой с десяток приборов. Через несколько минут он вернулся и попросил дать ему пылесос.
— Вокруг нас нет никакой дымки. Космос чист, как хрусталь. Солнце сияет по-прежнему. Просто наш корабль чуть запылился. Я соберу пыль с иллюминаторов, и у нас снова будет светло».
(А. Митрофанов, На десятой планете. Ярославль, 1960, стр. 58, 59).
Ваше мнение: осуществятся ли благие намерения изобретательного астронома?
4. Космонавты терпят традиционное бедствие:
«…Пробоину закрыть нельзя. Боковые двигатели вышли из строя. Мы падаем на Энцелад — первый спутник Сатурна…»
И вот они — на Энцеладе:
«Суровые голые скалы освещены лучами далекого Солнца. На серую равнину ложатся черные тени… Над горизонтом всходит второй спутник Сатурна — Мимас — небольшой буроватый диск. Холод. Тишина. Неподвижность…»
(О. Бердник, Сердце Вселенной. Ташкент, 1964, стр 3 3,34).
Какую поправку в строение Солнечной системы внес О. Бердник?
5. В повести В. Михановского «Приключения на Аларди» герои — уже за пределами Солнечной системы. У них тоже не обходится без «открытия»:
«Подобно древнему спутнику Земли — Луне, которая обращена к Земле все время одной стороной, вела себя и
Аларди по отношению к своему солнцу — звезде Проксимя Центавра. Впрочем, звезда была двойная, и Аларди обращалась вокруг общего центра тяжести».
(В. Михановский, Тайна одной лаборатории. Харьков, 1964, стр. 118).
В чем заключается «открытие» В. Михановского?
6. А вот — описание космической катастрофы на одной из далеких планет:
«Испуганные люди кинулись вниз. Но через полкилометра приборы указали на угрожающую разреженность атмосферы. Видимо, произошло неожиданное: вместо того чтобы «осесть» при захвате болидом атмосферного пояса, воздух устремился вверх и удержался в каком-то количестве лишь в высокогорном районе».
(Л. Обухова, Лилит. М., «Знание», 1966, стр. 62).
Возможна ли, по-вашему, такая вот «неожиданность?»
7. Ким и Света через нуль-пространство попадают на некую планету Жван, находящуюся в пределах нашей Галактики. Все хорошо, но Ким не может определить положение солнца «жвановцев» относительно земного солнца:
«Будет ли когда-нибудь разрешена эта загадка? Учитывая колоссальные трудности определения протяженности пути по нулевому пространству, где отсутствуют какие бы то ни было расстояния, были веские основания сомневаться в этом».
(Г. Мартынов, Спираль времени. Л ., Лениздат, 1966, стр. 188).
А как думаете вы? Не существует ли другого — более простого — способа определить положение планеты Жван относительно нашей планетной системы?