Во второй половине XVIII века Зауралье и Западная Сибирь стали очагом тяжелой болезни, которая одинаково поражала и людей, и домашних животных. Гибли стада, умирали люди в зауральских селах и городах, и никто не знал, как бороться с болезнью и как от нее уберечься.
В конце концов сенат указал медицинской коллегии послать специальную комиссию для изучения болезни, которая «ежегодно случается в Челябинском округе и причиняет большой урон».
Так было положено начало медицинской экспедиции, которая отправилась весной 1786 года из Петербурга в Троицк и Челябинск. В составе ее был лекарь Степан Семенович Андреевский вместе со своим помощником—подлекарем Василием Жуковским.
Прибыв на Южный Урал, С. С. Андреевский развернул активную исследовательскую работу. Он анатомирует умерших от неведомой болезни людей и животных, составляет подробное описание болезни, делает рисунки, чертит карту района распространения эпидемии, наблюдает, анализирует. Но все эти работы сам С. С. Андреевский считал «еще не доведенными до надлежащего совершенства, еще оставляющими за собою следы некоторого сомнения, следовательно и не заслуживающими прямого внимания ученого общества. Нужен был для того опыт достоверный, ощутительный и никакому уже сомнению не подверженный».
И ученый решился… 18 июля 1788 года в присутствии Челябинского городничего фон Швейгофера, судьи Оловянникова и лекаря Василия Жуковского Степан Семенович привил себе сибирскую язву (кстати, ему же принадлежит и сам термин «сибирская язва »). После прививки С. С. Андреевский ежедневно записывал свое состояние, пока болезнь не развилась настолько, что он уже не мог вести наблюдений. «Расстройство и помешательство мыслей, соединенные с превеликим страданием, воспрепятствовали мне сохранить в памяти тогдашнее мое состояние в самом существе его», — писал он позднее.
В 1789 году, по выздоровлении, С. С. Андреевский вернулся в Петербург. Там он получил звание штаб-лекаря и орден, его избрали членом медицинской коллегии, а в 1804 году он был назначен директором Петербургской медикохирургической академии. По результатам его исследований была напечатана популярная брошюра для народа о сибирской язве. Однако впоследствии С. С. Андреевский был вынужден оставить медицину и перейти на административную службу. Умер он в 1818 году, будучи астраханским губернатором.
Его научные исследования и смелый подвиг оказались забытыми, а сочинения погребены в архивах.
Между тем, исследования сибирской язвы С. С. Андреевским имели очень большое научное и практическое значение: он установил и доказал опытом на самом себе инфекционный характер этой болезни, тождественность заболеваний у людей и у животных, обосновал первые лечебные и профилактические меры. Ведь до С. С. Андреевского врачи всерьез предполагали, что эта болезнь возникает от укусов вредных насекомых или от плохой питьевой воды.