ЗИМА, У подножья обледеневших скал подолгу свирепствует прибой. В такие дни на Курильских островах, в местах, защищенных рифами, можно увидеть каланов. Круглая, с маленькими глазами, голова, мускулистый плоский хвост, а вместо задних ног — ласты. Но тюлени калану не родня. Его ближайшие сородичи-куницы, юркая речная выдра, таежный красавец соболь и бродяга-росомаха.
Мех у калана темно-рыжий, почти черный с редкой сединой, — так и кажется, будто волос серебрится от изморози. Шкура калана вообще необыкновенная — прилегает к телу неплотно, как будто калан надел на себя «чужое пальто». Да так оно и есть: шкура калана длиннее его самого на целую треть.
Калан, его называют также морская выдра, морской бобр, — прибрежный житель. Он облюбовывает участки моря, богатые водной растительностью. Там он и ловит моллюсков, рыб и особенно любит морских ежей. Поймав ежа, он кладет его на грудь, прижимает круглыми, как у кошки, передними лапами и всплывает на поверхность. Завтракает калан лежа на спине. Разламывает
панцирь ежа и языком или лапой извлекает содержимое. Если ему посчастливится поймать крупную рыбу, аккуратно сдирает с нее кожу и ест мясо, не трогая костей. Мелкую рыбу калан проглатывает целиком.
В истории зверобойного промысла есть немало примеров неразумного отношения человека к богатствам природы. Калана постигла печальная судьба. От этого самого драгоценного пушного зверя, в былые времена широко распространенного на Курильских, Командорских, Алеутских островах и Камчатке, к началу нашего века остались считанные единицы. Но от полного истребления спасти калана все же удалось.
Международная конвенция запретила на него охоту, и сейчас численность «населения» калана постепенно увеличивается.
По подсчетам наших и американских ученых, на Тихом океане живет около сорока пяти тысяч каланов.
Г. КОСЫГИН
Интересная находка
Прекрасным собранием кальцитов обладает минералогический музей, созданный горно-обогатительным комбинатом «Сихали» в Приморье. Здесь есть кальциты, удивительно похожие на розовые лапки фламинго, кристаллы, имитирующие скопление фантастических снежинок, каменные «ракушки», пирамиды, «соты».
…Встретилось и такое. В одной из выработок Второго Советского рудника раздавалась гулкая дробь перфоратора. Это бурильщики проделывали в каменной груди забоя шпуры для взрывчатки. Потом стало тихо. Люди ушли. Через несколько минут раздался взрыв. Затем рассеялся дым, и по сигналу в забой пошли горняки. Первым прошел рабочий Моисеенко. Знакомая картина: кругом — крупные и мелкие куски породы, сверкающие в лучах электрической лампочки миллионами искорок.
Внезапно в большом каменном «погребе», открытом взрывом, горняк увидел гриб. Большой гриб-«боровик» сидел на стене на своей толстенькой ножке, под круглой, правильной формы шляпкой. Только вес у него был несколько необычный — пять килограммов! Сейчас каменный гриб украшает коллекцию минералов комбината «Сихали».
Р. МИХАЙЛОВ
Урал на марках.
Все больше и больше появляется почтовых марок, рассказывающих об Урале. Полтора года назад в честь восьмидесятилетия Я. М. Свердлова, с чьим именем неразрывно связано пролетарское революционное движение на Урале, была выпущена новая марка. Трем уральцам, Героям Советского Союза, посвящены марки в сериях: уфимскому пареньку Александру Матросову — в серии «Герои Великой Отечественной войны, зачисленные навечно в списки воинских частей»; лауреату Ленинской премии, уроженцу Оренбургских степей Мусе Джалилю — в серии «Писатели и поэты нашей Родины»; легендарному разведчику, уралмашевцу Николаю Кузнецову — в серии «Партизаны Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг .».
В начале 1966 года на Урале происходила 2-я зимняя спартакиада народов СССР. Это событие тоже отмечено в советской филателии.
С. 3.