Идём на Яман-тау
В Челябинской детской туристской станции хранится обыкновенная ученическая тетрадь. Странички ее уже пожелтели от времени, поблекли неумелые любительские снимки. На обложке написано: «Идем на Яман-Тау. 1937 год. Дневник».
Переворачиваем страничку и узнаем, кто же участвовал в этом походе: Владислав Антонович Козловский, учитель физики Юрюзанской средней школы; Попов Петя, Агафонова Таня, Бузина Люся, Заболотников Миша, Попова Капа, Орешкин Паша, Ромашова Тамара, Кривошеева Настя, Сахаров Вася, Кочев Степа — десятиклассники; Долгодворов Костя — ученик седьмого класса.
Вот этот дневник. Он очень коротенький и, несомненно, его интересно будет прочитать нынешним следопытам, туристам.
«После окончания испытаний в числе двенадцати человек мы отправились до станции Юрюзань. Никто из нас никогда не видел Яман-Тау, тем не менее решили не брать проводника и коня: хотелось испытать уменье ориентироваться с компасом по карте, которую нашли в какой-то книжке. Вернее, это была не карта, а пунктирный набросок. Пищу, одежду каждый нес на себе, на ногах — лапти.
Идем вверх по реке Юрюзань. Она становится все уже. Наконец она уходит под камни россыпей и только под ногами слышен плеск. Отсюда мы слазили на одну из вершин хребта Бехты, там нас застала гроза. Мы были окутаны облаками, и молнии простреливали окружающий нас воздух. Мы находились прямо внутри грозы.
Наш компас повел нас кратчайшим путем. Пришлось бросить тропу и, повинуясь его настойчивому и неумолимому требованию, полезть через хребет Машак. Достался он нам нелегко.
С вершины Машака открылся величественный вид на Яман-Тау, который возвышался двухголовой вершиной, отделенной от нас глубокой долиной. Скорей вниз и опять вверх!
Штурмовали вершину на следующее утро. Рюкзаки оставили у подножья; энергично работали руками и ногами. Наконец мы достигли вершины. На ней есть триангуляционная землемерная вышка, под ней в камнях тетрадь, в которой все туристы должны регистрироваться. Оставили и мы свою запись.
Экскурсия была удачной. Больных, отстающих не было. Много впечатлений, хорошая тренировка. Лапти только на обратном пути не выдержали, сносились. Поэтому мы советуем тем, кто пойдет по нашему маршруту: не забудьте захватить вторую пару лаптей».
Почти тридцать лет прошло с этого похода. Где сейчас его участники? Как сложилась их жизнь?
Известно, что Владислав Антонович Козловский провел в то время пятнадцать дальних следопытских походов. Сейчас он на пенсии, живет в городе Гродно. Павел Орешкин — научный сотрудник, Люся Бузина — инженер-энергетик, Василий Сахаров — летчик, геройски погиб на фронте, Таня Агафонова и Настя Кривошеева — учительницы. Ну, а остальные?
Очень бы хотелось, чтобы кто-то откликнулся, поделился воспоминаниями о туристской жизни тех лет, о походах и путешествиях, рассказал о своих товарищах.