Пожалуй, нет в нашей стране такого кинозрителя, который не видел бы комедийных фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», снятых народным артистом СССР Григорием Васильевичем Александровым. Но мало кто знает, где и как начинался его творческий путь.
Григорий Васильевич Александров — уралец. Он родился в 1904 году в Екатеринбурге, — как тогда назывался Свердловск, и с восьми лет уже работал в местном театре рассыльным. На следующий сезон мальчик уже получил «повышение» и стал помощником бутафора, затем помощником гримера, помощником электротехника…
«Вероятно, дошел бы я до бутафора или чего-нибудь подобного, — вспоминал впоследствии сам Г. В. Александров, — если бы Октябрьская революция не перевернула всю систему жизни, если бы в 1918 году фабком театра не послал меня учиться на курсы режиссеров при Екатеринбургском Губпрофсовете».
После окончания этих курсов Александров получил удостоверение режиссера и по разверстке был направлен в 3-ю армию Восточного фронта. В то время там при Политотделе организовался фронтовой красноармейский театр, где Александров и начал свою режиссерскую деятельность.
Правда, тогда все делалось очень просто. Вечером Александров сам сочинял пьесу, утром репетировал ее с фронтовыми артистами, а днем, после обеда, красноармейцы уже смотрели премьеру.
Сцена помещалась прямо на железнодорожной платформе, а для того, чтобы во время неожиданных перестрелок, а перестрелки случались довольно часто, — артисты могли куда-то прятаться, основная декорация была сделана, из толстого уральского железа.
Иногда фронтовой театр 3-й армии покидал свою основную сценическую площадку и давал гастроли в деревнях и селах. Как-то раз артисты очутились в одной из глухих деревень Шадринского уезда, жители которой впервые знакомились с театральным искусством. Для них решено было поставить пьесу Александрова «Хлеб», посвященную пропаганде хлебозаготовок для Красной Армии.
Спектакль шел с огромным успехом, под бурные возгласы и аплодисменты, но все испортил финал. По режиссерскому плану у Александрова в конце был задуман «грандиознейший эффект»: действующие лица выхватывали сабли и замахивались на зрительный зал, как на воображаемого противника. Но эффекта не получилось, а произошло нечто другое.
Увидев занесенные над ними сверкающие сабли, зрители,— спектакль давался в местной школе, — в испуге стали выпрыгивать в окна и двери…
Так в годы гражданской войны начинал на Урале «свою жизнь в искусстве» будущий знаменитый кинорежиссер