Легенда о благородности золота — его неокисляемости, неизменяемости, «вечности»—до сих пор многими воспринимается как непреложная истина.
Однако исследования последних лет показали, что это не совсем так. В природных условиях золото подвержено влиянию биологической среды.
Особенно интересно, что микроорганизмы способствуют выделению благородного металла из растворов.
Так, светло-зеленый плесневой грибок пеницилла и леечная плесень как бы высасывают все золото из раствора и сами покрываются позолотой. Ученые предполагают, что именно рудничная плесень способствует выделению золота из рудничной воды на деревянную крепь.
Даже металлическое — «чистое» — золото представляет собой своеобразную почву для бактерий (например, микрококк киноварно-красный) и грибков (леечник черный). «Пожирая» золото, они образуют на металле красные и коричневые пятна.
Да и не только микроорганизмы питают страсть к золоту. Растения тоже поглощают его.
А через них металл затем попадает в организм животных.
Золото имеется в корнях, коре, ветвях, хвое, цветках, семенах, плодах многих деревьев; в травах и грибах. Особенно много его в древесине орешника, шишках пихты и сосны, в лесном купыре, горчице черной, полевом и болотном хвощах; в цветах липы, в белом грибе.
В продуктах питания человека также можно найти золото: в овсяной крупе, ржаной муке, грецких орехах и яблоках, и особенно в зернах кукурузы (извлеченное из кукурузы золото экспонировалось на ВДНХ). Крупинки этого металла находили в венгерском винограде. Оно присутствует и во французском вине. Поэтому и не удивительно, что анализы обнаружили золото в волосах и крови человека.
Вначале следы золота были открыты в водорослях и в морских организмах. Но затем его обнаружили и в некоторых насекомых и животных — муравьях и майских жуках, в рогах, волосах и шкуре благородных оленей и косуль.
Продвижение металла в организме происходит часто настолько быстро, что уже через сутки его можно обнаружить в выделениях животного.
В небольших количествах присутствие золота в организме безвредно. Но если его много, то оно становится ядовитым. В малых же количествах действует возбуждающе, стимулируя развитие растений и некоторых бактерий.
Какую же роль играет золото в биохимической деятельности живых организмов? Почему оно накапливается только в отдельных его частях (в костях, например, найдено лишь в ничтожных количествах). Какое значение оно имеет для организмов? Интересно, что у телят золото накапливается в мозгах, а у взрослых быков оно только в селезенке.
Эти вопросы для науки пока остаются открытыми. Но уже сейчас намечаются пути использования взаимного влияния биологической среды и золота. Так. например, ведутся опыты по извлечению золота из горных пород, воздействуя на них бактериями, выделенными из воды золотых рудников. Это очень заманчивая идея: доказано, что таким путем можно переводить в раствор до 82 процентов содержащегося в породе золота.
А. ЖУКОВ, инженер-геолог
Будет ли у Вишеры хозяин?
том, что меня волнует. Прошлым летом я побывал в Красновишерском районе. Меня поразил и пленил этот богатый таежный край. Разве можно забыть когда-нибудь прекраснейшие вишерские пейзажи, хрустальную чистоту рек и речушек… А рыба? Кажется, я нигде не встречал рыбы лучшей, чем хариус и таймень. Здесь живут чудесные и мужественные люди. Они умеют и ценить, и беречь свой край. Ни один таежник не уйдет, не затушив костра, не бросит непотушенные списку или папиросу, не погубит дерево.
Но за те две недели, что пробыл я в верховьях Вишеры, мне часто было стыдно за. горожан. Почти через каждый километр плывут по Вишере на плотах туристы, во многих местах на берегах — останки их привалов. На одном из них, примерно километрах в 30 выше Велса, были и мы. Мои попутчики — старожилы — нахмурились
— Ваш брат, студенты…
Я стоял, оторопевший. Огромная куча консервных банок, ворох сгноенного сена, вытащенного из неподалеку стоящего зарода, изуродованный топором ствол кудрявой зеленой ели, на котором «любители природы» оставили автографы: «Путин, Курданов, Коуров, Шуткин, Соболев, Сотник». А в самом низу: «Филиал клуба ППР».
Эти ребята оказались правы, написав о себе, что они «веселые лоботрясы». Что ж, так оно и есть. Неважно, что ты сгноил чье-то сено, загубил дерево (тайга большая), оставил людям после себя свинарник. Главное —- лично ты отдохнул от души, а на все остальное наплевать. Вот как рассуждают эти лоботрясы.
Иногда дело доходит до подлости. Одна женщина пожаловалась мне, что туристы украли у нее носилки с покоса. А накануне вечером она угощала их молоком!
Подобных историй множество. У туристов здесь нет никакого хозяина. Почуяв «полную свободу», многие ведут себя недостойно.
Нет Хозяина и вообще у Вишеры. Во многих местах на плесах сквозь прозрачную толщу воды видны мертвые хариусы.
На мой вопрос о причине этого мне угрюмо ответили:
— Браконьеры, хищники… Едут дня на три, рвут толом или динамитом, нагрузят бочки и обратно. Лишь бы себе нахапать, а до людей и дела нет. Раньше на уху возле дома ловили — всего каких-то пять-шесть лет назад, — а сейчас приходится подниматься вверх километров на пятьдесят.
За день до отъезда я узнал, что в этих краях прокладывают автодорогу. Обрадовался. Но вишерские ребята охладили мой пыл.
— Лучше бы ее вообще не было…
— Как?! Да ведь это же, наоборот, очень хорошо!
— Хорошо?.. Помнишь, мы с самолета видели драгу. Какая там вода? Глина. А где хариус? Ушел. Такую воду даже пить нельзя. Моют алмазы и тут же наносят громадный ущерб рыбному хозяйству.
— Помнишь Губаху? Там даже живого растения нет. А река? Сплошные отходы производства. Нет уж, такая «цивилизация» нам не нужна. Рыбу истребят, лес загубят, а Вишеру превратят в сточную канаву.
Конечно, он несколько сгущает краски, но такая угроза существует. И она превратится в настоящую, реальную опасность, если у Вишеры не найдется настоящего, доброго хозяина, который возьмет на себя все нелегкие заботы о ней. А хозяина нет до сих пор, хотя газета «Красная Вишера» уже не раз поднимала свой голос в защиту богатств своего края.
Будет ли у Вишеры хозяин? — хочется спросить пермяков.
Евгений ПОЛУЭКТОВ, студент-заочник Свердловского юридического института
От редакции: «Уральский следопыт» вполне разделяет тревогу автора письма. В самом деле, почему красавица Вишера оказалась беспризорной? И не пора ли Пермскому отделению Общества охраны природы сказать свое слово об этом, мобилизовать тысячи природолюбов Прикамья на борьбу за сохранение богатств Вишеры?