Мне не приходилось находить метеориты ни на полях, ни в горах, ни в лесах. Но зато их «следы» я обнаружил в старинных книгах…
Просматривал как-то «Труды Бакинского отделения Русского Технического общества» за апрель 1900 года. И вижу краткое сообщение, озаглавленное: «Нефть в аэролитах». Вот что писалось там.
«При раздроблении метеорных камней, упавших на землю, нередко в очень твердой породе находили нефть. Полагали, что только наиболее малые мировые единицы, которыми и являются аэролиты, могут заключать в таком виде нефть, и объясняли образования эти быстрым изменением температуры, охлаждением и нагреванием. Но в последнее время и на такой большой планете, как наша Земля, были найдены подобные образования. В США, в штате Алабама, найдены в совершенно прозрачных кварцевых кристаллах пустоты, наполненные нефтью… Нужно заметить, что вблизи месторождения этих кристаллов нефть встречается в больших количествах в природе. На Кавказе включения нефтеобразной жидкости в кристаллах горного хрусталя известны в Сололакской горе около Тифлиса».
Как нефтяник, я заинтересовался этим старинным, теперь уже забытым известием. В современных научных трудах свидетельств о присутствии нефти в аэролитах я не нашел. Но существование космического битуминозного вещества (производного нефти) подтвердилось.
В одном из своих трудов академик В. Г. Фесенков, председатель Комитета по метеоритам Академии наук СССР, отмечает, что в некоторых каменных метеоритах содержится повышенное против обычного количество углерода, серы, связанной воды и других летучих веществ — компонентов нефти.
Впервые органические соединения в метеоритах были открыты в 1834 году в углистом хондрите, упавшем на землю около городка Алэ во Франции. Позднее их обнаружили в «посланцах космоса», найденных в Венгрии, Южной Африке и в России.
Но только в наше время, лет тридцать назад, ученые начали внимательно изучать метеоритное органическое вещество. Эксперименты показали, что в его состав входят, главным образом, высокомолекулярные парафинистые углеводороды, подобные углеводородам озокерита, а также органические соединения, содержащие кислород, то есть окисленные углеводороды.
Ученым давно известно, что земной озокерит — горный воск — и озокеритоподобные вещества являются ближайшими «родственниками» нефти и одним из верных признаков нефтеносности тех или иных территорий. Так не говорят ли нам подобные вещества, содержащиеся в метеоритах, о том, что на далеких, существовавших когда-то, планетах была нефть? Может быть, она есть и на планетах нашей солнечной системы?
Сейчас пока еще нет определенного ответа на этот вопрос. Но советские ученые упорно работают над разрешением нефтяной космической загадки.
Вторая находка имела иной характер. В 1804—1815 годах в Петербурге издавался первый в России специализированный технологический «повременник», имевший длинное и мудреное название: «Технологический Журнал, или Собрание Сочинений и известий, относящихся до технологии и приложения учиненных в науках открытий к практическому употреблению, издаваемое Императорскою Академию Наук». Главным редактором журнала был выдающийся русский ученый минералог, академик В. М. Се- вергин.
Среди разных «известий» мое внимание привлекла обширная (объемом 45 страниц) статья — «О камнях, падающих из Атмосферы» (1811 год, том 8, часть IV, стр 101 —145). Под заголовком статьи указано: «Сообщено Корреспондентом Академии Т. С. Борноволоковым».
Значительную часть статьи занимал обширный обзор описаний метеоритов или упоминаний о них в трудах других авторов. В ней использовано более 30 источников, в том числе сочинения таких выдающихся ученых прошлого, как Гассенди, Лемери, Агрикола, Декарт, Пуассон, Паллас. Борноволоков критически разбирает разноречивые мнения о «твердых телах, которые падали из Атмосферы», дает этому явлению материалистическое объяснение («оно не являет ни малейшего вида чудесности»), классифицирует метеориты, разделяя их на «каменные» и «железные», систематизирует все собранные им материалы о падении метеоритов с древнейших времен, рассматривает химическое строение их и т. п. Таким образом, статья Борноволокова представляет собою первый опубликованный в России обстоятельный научный труд о метеоритах.
Во второй половине статьи автор рассказывает об обнаруженной им в старинной рукописи — «Летописец Белоозерскаго Кирилова Монастыря» запись о падении «по близости монастыря того вскоре по его устроению, камней с неба». Один из них «был вкладен в стену, а другой положен на паперти». Другое сообщение о метеоритах он нашел в рукописи XIII века, в «Бытоописании Устюга Великого»: «Тучи страшные, с блистаниями и громами, отъидоша на пустынная места отстоящая от града за два- десять поприщ, и тамо одождившие камение велие, разжженное, многие леса сокрушиша и пожгоша…»
Борноволоко в предпринял расследование этих древних сообщений, посетил места падения «камней с неба» и описал их в своем труде.
Таковы мои «космические находки» в старинной литературе. Продолжаю поиски. Ведь каждое неизвестное ранее упоминание о метеоритах — драгоценно для науки о космосе!