Разбирая дела Оренбургского жандармского управления, мне удалось найти пришитую к делу об аресте телеграфиста Андрея Бушуева листовку, отпечатанную на гектографе.
Это была необычная листовка. Она содержала… отчет подпольного комитета Челябинской группы РСДРП за февраль и март месяцы 1906 года.
Нужно сказать, что в Челябинске в период декабрьского вооруженного восстания была создана крепкая подпольная организация во главе с рабочим депо Романом Пивкиным. Она фактически захватила Челябинский узел, и отстранив администрацию, взяла управление движением поездов в свои руки. Местные военные власти расстерялись перед организованным выступлением рабочих и не решились применить репрессии, боясь, что солдаты из эшелонов, находящихся на станции Челябинск, поддержат «бунтовщиков».
Напуганное восстанием, царское правительство послало для расправы с железнодорожниками карательную экспедицию во главе с генералом Меллер-Закомельским.
В Челябинске генерал пробыл всего ночь и утро, но за это время были арестованы и жестоко избиты десятки рабочих, а один кондуктор забит насмерть.
Хотя жандармы и считали, что им удалось расправиться с руководителями восстания в Челябинске, но вместо арестованных товарищей организовалась новая группа революционеров. Она-то и издала эту листовку. В отчете по просьбе старой группы указано, что ею израсходовано на оружие 125 рублей, 23 рубля переслано в тюрьму на помощь товарищам, 1 руб. 84 коп. отдано на библиотеку и 25 рублей — товарищу «Лешему» на дорогу (под «Лешим» скрывался известный революционер Елькин).
Кроме полученного от старой группы остатка денег, подробно перечисляются поступления от разных лиц. В числе их есть даже дар от… «Буржуя» в сумме 4 руб. 80 коп. (Этим «Буржуем», как доносил жандарм, оказался бывший помощник прокурора Хренов).
Партийная организация отчитывалась перед рабочими в каждой израсходованной копейке: на покупку гектографа, на оказание помощи товарищам из Кургана и Екатеринбурга, на почтовые расходы и на разъезды, на приобретение литературы, табака и галош для заключенных. Из отчета видно, что деньги собирались и на ‘летучках — митингах среди рабочих по подписным листам. Там же зачитывался и отчет. Это было в обычаях той поры. Вполне возможно, что такие отчеты были направлены на предупреждение обывательских кривотолков о деятельности партийной организации.
На обороте листовки сообщалось о прокламациях, полученных из Омского, Томского, Екатеринбургского и Курганского комитетов РСДРП — 4650 экземпляров. Как доносил жандармский ротмистр Шамлевич, их сотнями разбрасывали в Челябинске на базаре, у стен кладбища (сейчас здесь построен кинотеатр имени Пушкина), в солдатских казармах, в поездах, в депо, на станции и в других общественных местах. Находили прокламации и у крестьян в селах Петровском и Картабанском, в поселке Чебаркуль. Даже в городской тюрьме обнаружили 30 листовок.