Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Осколки волшебного зеркала

Ты и твое хобби
Прежде всего — что это такое — хобби?
Это бескорыстная страсть, интересное занятие на досуге, не оставляющее места для скуки, настолько сильное увлечение, что сплошь и рядом оно превращается во вторую профессию человека.
Человек — существо ненасытное в стремлении к разносторонним познаниям, и как бы он ни был поглощен главной своей работой, всегда остается место для других интересов. Даже если заняты все двадцать четыре часа в сутках, он отыщет способ пристегнуть к ним двадцать пятый час — вот что такое истинное хобби.
Многие выдающиеся деятели находили время и совсем не считали пустяками, например, коллекционирование марок. Их собиранию с наслаждением посвящали свой досуг А. М. Горький и А. П. Чехов, МИ. Калинин и М. М. Литвинов, известные всему миру ученые И. П. Павлов и И. П. Бардин, Георгий Димитров и Вильгельм Пик, Джавахарлал Неру и многие, многие другие.
Людей, увлекающихся марками, ныне настолько много, что недавно в нашей стране было создано Всесоюзное общество филателистов.
Областной клуб коллекционеров имеется и у нас в Перми. Предыстория его создания восходит еще к первым годам Советской власти — к 1919 году. Секретарем его был Борис Ушков, увлекавшийся собирательством с дошкольного возраста. Когда общество распалось (в тридцатых годах), Ушков подарил свои коллекции марок и бон Пермскому и Свердловскому музеям, а сам переключился на энтомологию (насекомые, бабочки) и орнитологию (птицы). Сейчас Борис Сергеевич инженер-лесопатолог, «лесной доктор», и, конечно, член Пермского клуба коллекционеров.
Этот клуб был вновь создан в 1959 году и считается одним из старейших в стране. Он объединяет филателистов, филокартистов, филуменистов. нумитизмов, бонистов, значистов, экслибрисистов. Единство интересов привлекает в клуб самых разных людей., Этой «любви все возрасты покорны» — профессор зоологии Дмитрий Евстратьевич Харитонов и школьник Гера Иманаев, рабочие, инженеры, студенты.
Увлечение марками — это такое же острое и почти неизбежное для всякого школьника заболевание, как корь. Поначалу он собирает все без разбору. И это правильно. Но только на первых порах.
Во дворе или в классе устраиваются целые конференции, на которых обсуждаются сравнительные преимущества симпатичной птицы кетсаль, изображенной на гербе Гватемалы, перед черным стервятником испанского герба. Возникают всевозможные вопросы и споры. Например, в какой альбом наклеивать марку острова Святой Елены, если он затерялся в океане почти что посередке между Африкой и Южной Америкой, а принадлежит Великобритании, относящейся к Европе?
Все это требует знаний, и ты с головой влезаешь в атласы, каталоги, энциклопедии. Твое острое «заболевание» незаметно для тебя переходит в хроническую «болезнь»: ты приобрел свое хобби,’ стал филателистом. И медицина тут бессильна.
Но, как говорится, — болей на здоровье!
Первые месяцы всеядного собирания кое-чему научили тебя: ты познакомился с многообразием марок, получил представление о том, как распознать их и располагать в коллекции, почти бессознательно придерживал у себя те марки, которые тебе нравились, и обменивал те, которые не очень нравились. И только теперь ты стал перед выбором: на чем же остановиться, что и как собирать, какова твоя цель? От этого зависит очень многое: ты можешь стать филателистом на всю жизнь, а сможешь вскоре охладеть к своей коллекции.
Я не берусь выписывать рецепт; собирай то, не собирай этого. Лучше расскажу о том, что и как коллекционируют другие. А уж ты сам решишь, что тебе больше подходит.
Итак, давай заглянем к нескольким пермским филателистам.

Здесь мир
Иной начинающий, собрав тысячу-другую марок и увидев, что это несложно, мечтает собрать все или хотя бы почти все сто с лишним тысяч, выпущенных за 125 лет существования почтовых знаков оплаты.
Но такая дерзость, такое безрассудство возможно только по неведению. Ни один человек в мире нынче не может собрать марки всего мира.
…Саше Лямзину первую марку подарил отец. Несколько дней назад умер В. И. Ленин и вот в день похорон появилась черно-красная марка с его портретом. Это была первая отечественная марка с изображением вождя. Попытки выпустить в нашей стране марку, посвященную Ленину, делались и раньше, но Владимир Ильич категорически пресекал подобные намерения. Поэтому самая первая марка с изображением Ленина появилась при его жизни в… Венеции.
Увлечение марками для Саши оказалось пожизненным. Причем, как он начал собирать марки всего света, так и продолжал. Это хронологический, или так называемый «классический» способ коллекционирования. Марки располагаются на листах альбомов по континентам и странам, а внутри стран — по годам выпуска.
Я был мальчишкой, когда Лямзин уже считался признанным авторитетом и одним из крупнейщих коллекционеров Перми. В свое время я тоже отдал дань этому увлечению. Как большинство сверстников меня привлекала экзотика, романтика, заключенная в самих названиях дальних стран — острова Мадагаскар, Борнео, Ньюфаундленд; сказочная Оранжевая Республика, загадочный Йемен, таинственная Океания, невообразимо далекий Мыс Доброй Надежды.
Но мое увлечение, как у большинства мальчишек, оказалось преходящим. С годами появились другие интересы, мало-помалу вытесняя детскую привязанность к маркам.
Прошло много лет. У меня подрос сын. В длинные зимние вечера он слонялся по комнатам и канючил: «Па-ап, чего де-елать?..» Видя, как парень мается без занятия, я однажды взял, да и подарил ему небольшой альбом с марками. Эффект превзошел все ожидания. Теперь он часами ползает на животе по громадной карте мира, за год с небольшим превратился в безотказное домашнее справочное бюро по многим вопросам истории, географии, экономики, геральдики и т. д. Кроме того, со мной самим приключился рецидив былого увлечения, и теперь трудно разобрать, кто из нас больше увлечен — мой сын или я.
На днях мы побывали у А. И. Лямзина. Он теперь преподает математику в пединституте. Я с каким-то необъяснимым, едва ли не священным трепетом встретил старых знакомых — повидался и со своим Йеменом, и со своей Оранжевой Республикой.
Раньше марки у Лямзина хранились в специальных шкафчиках. Каждая серия выносилась на отдельную карточку, стопки карточек группировались по годам выпуска, затем в алфавитном порядке по странам и континентам располагались в ящиках шкафов. Сейчас коллекционер соорудил стеллаж, на котором стоит сотни полторы альбомов-кляссеров. Для того чтобы перенести все марки из картотеки в альбом, понадобится еще целый год. Это и понятно. Мой сын бегло листал кляссеры, и то за весь вечер успел посмотреть только одну полку.
Но Александр Иванович отнюдь не настаивает на том, чтобы коллекционеры подражали ему. Наоборот: он этого не советует. Ведь филателистов насчитывается сейчас не менее 50 миллионов. Даже в том случае, когда марки выходят миллионными тиражами, их все же не хватает на каждого коллекционера.
Лямзин продолжает собирать весь мир как бы по инерции, но сознание безнадежности такого предприятия изрядно отравляет ему удовольствие. Потому-то он и советует юным коллекционерам не подражать ему. Это говорит человек, накопивший за 42 года собирательства около 60 тысяч марок.
Лямзин подарил моему сыну первую марку с изображением Ильича — такую же, с какой начиналась его собственная коллекция, — и пожелал на прощание, имея в виду всех ребят:
— Собирали бы вы Советы.

Советы
Советский Союз занимает первое месте в мире по выпуску почтовых марок. Первая серия (РСФСР) вышла в 1921 году, а сегодня насчитывается уже около 3400 разных видов советских марок. Разнообразие тематики и богатство сюжетов так велико, что даже не из всех, а только из части почтовых миниатюр можно собрать интересную коллекцию. Недаром советские марки очень высоко ценятся за рубежом.
К сожалению, у начинающих частенько можно наблюдать этакое пренебрежительное отношение к отечественным маркам. Дескать, их кругом полным-полно, любую всегда можно раздобыть без особого труда.
Ан вот и не всегда! Среди советских миниатюр немало ценностей, о которых годами мечтают коллекционеры многих стран, но очень редким удается украсить ими свои коллекции. Вот попробуйте сейчас найти, например, серию из трех марок, выпущенную в 1933 году в честь стратостата «СССР-1»; марку «Будь героем», появившуюся в первые дни войны с фашизмом; две «алюминиевые» марки, посвященные XXII съезду КПСС. Многие марки старых выпусков давно осели в коллекциях. Пермский коллекционер Д. В. Кузнецов собирает все отечественные марки. Из марок дореволюционной России, к примеру, у него не хватает всего четырех штук. Довольно полно представлены земские марки и марки русской почты в Китае, Польше, Финляндии, Турции, на острове Крит. Различные марки периода гражданской войны. И, конечно, «Советы» —так сокращенно называют коллекционеры марки Советского Союза.
Из всех советских миниатюр у него недостает лишь двенадцати. Например, он не имеет редчайшей советской марки, выпущенной в 1935 году в честь перелета Героя Советского Союза С. Леваневского, на марке с портретом летчика была сделана памятная надпечатка: «Перелет Москва — Сан-Франциско через Сев. полюс 1935».
В коллекции Е. А. Когана не хватает сорока советских марок. Но зато у него есть знаменитая марка с изображением Леваневского.
Неплохие коллекции Советов составили инженер из Кировского района Перми Татьяна Игнатьева, восьмиклассник из школы № 9 Саша Отавин и другие…

Тема
По-видимому, старый, «классический» способ коллекционирования отжил свое. На смену ему, особенно в последние годы, широко распространилось коллекционирование тематическое. В этом случае можно также собирать марки всего мира, но они должны быть посвящены лишь какой-то одной избранной теме: скажем, только флора и фауна, только искусство и т. п.
Успехи советского народа в освоении космоса сделали общепризнанной всемирной темой № 1 тему «Человек покоряет космос». В нашем городе марки, посвященные этой популярнейшей теме, собирают очень многие. Но, пожалуй, наиболее полные по охвату и глубокие по разработке коллекции у мастера одного из заводов Л. С. Свириденко и офицера Советской Армии Л. С. Рябцева. Капитан Рябцев познакомил меня со своей коллекцией.
У филателистов существует такой термин — манколист. Иногда это объемистая тетрадь, иногда один-единственный листок — список, куда заносятся сведения о тех марках, которых еще нет в коллекции. По мере приобретения недостающих экземпляров они вычеркиваются. Так вот, в манколисте Рябцева незачеркнутым остается перечень каких-нибудь двух-трех десятков марок.
Открывается коллекция предысторией путей в космос: здесь портреты зачинателя астронавтики КЭ. Циолковского, марки с изображением выдающихся астрономов, видами обсерваторий, с астрономическими приборами. Затем — главная часть коллекции — ракетостроение, первые искусственные спутники Земли, и, наконец, марки, посвященные первым космонавтам.
Среди пермских ребят авторитетом пользуется восьмиклассник школы № 96 Саша Никитин, собравший неплохую коллекцию марок о космосе.
Но тема космоса — далеко не единственная, пользующаяся популярностью у собирателей. Людмила Груздева, увлекшаяся марками в пятом классе, сейчас — студентка третьего курса филологического факультета Пермского университета. Она коллекционирует марки, отображающие животный и растительный мир нашей планеты, а кроме того, посвященные писателям и поэтам. Шестиклассник из двенадцатой школы Гера Иманев отдал предпочтение спортивным маркам. А ученик седьмого класса школы № 77 Игорь Дьяков считается «крупным специалистом по колониальным странам».

Политическая история
И в заключение хотелось бы познакомить тебя еще с одним типом коллекции. Это — нечто среднее между хронологическим и тематическим способами коллекционирования. Есть немало людей, все еще тяготеющих к «классике», к собиранию марок всего мира, хотя они превосходно сознают невозможность этого. А собирание марок одной страны или даже группы стран, как и тематическое коллекционирование, кажется им узким, ограниченным. Как же тут быть?
Мне выход подсказал инженер Е. А. Коган — председатель Пермского клуба коллекционеров. Его собственная коллекционерская судьба сложилась драматично. Собирательством увлекся, как многие, в восьмилетие возрасте. К началу войны с Германией у него уже была хорошая коллекция — Россия, Советский Союз, Персия, богатый подбор всех стран, дублетные фонды. Но в осажденном Ленинграде вся эта коллекция погибла. Он так и думал, что бросит коллекционирование. Но не сумел преодолеть страсти и начал все заново. Снова собрал почти все Советы, почти всю послевоенную Чехословакию. Но главное его детище — политическая история мира в марках.
Что это такое?
Сейчас в мире существует около 180 государств. Первый этап собирание марок всех ныне существующих стран — не так уж сложен даже для начинающего, если не ставить себе задачи обязательно собирать все до единой из вновь выходящих марок. А эта задача и не стоит: нужны не все, а лишь наиболее характерные марки наиболее важных периодов в жизни той или иной страны.
Когда «Географическая карта» мира подобрана, встает бодее сложная и увлекательная задача: представить марками политическую историю каждого государства. Возьмем, к примеру, Камерун. До первой мировой войны это была германская колония. Во время войны Камерун оккупировали англичане и французы, и поделили добычу: большая часть стала французской колонией, а меньшую англичане присоединили к Нигерии. И вся дальнейшая борьба, приведшая в конце концов народ Камеруна к освобождению от колониального гнета, превосходно отражена в марках. Наиболее характерные марки каждого из этих периодов Коган сумел собрать.
Собирать такую коллекцию никогда не соскучишься. Ведь история не стоит на месте, и в марках отражаются все процессы мирового развития. Например, в них, как в зеркале, особенно наглядно виден распад колониальной системы. В 1943—1959 годы независимости добились 21 страна, в 1960, вошедшем в историю как «год Африки», — 17 африканских государств и 1 страна в Азии. Затем получили самостоятельность еще 15 стран. К началу 1965 года в колониальных, полуколониальных и зависимых странах находилось около 40 миллионов человек (немногим более одного процента населения земного шара).
Такая коллекция может дать достаточно полное представление о мире и в то же время не отпугивает собирателя недостижимостью цели. Пусть даже у тебя никогда не будет уникального «голубого Маврикия», ты можешь не отчаиваться: есть другие, менее редкие и вполне для тебя доступные марки острова Маврикия, отражающие его политическую историю.
После того, как я познакомился с коллекцией Е. А. Когана, мы с сыном твердо решили: собираем политическую историю мира.
Ну, а что решишь ты, зависит от тебя.
Каждая марка — это, образно говоря, — осколочек; собранные в одну коллекцию, они составят то волшебное зеркало, в котором отразится многообразие мира.



Перейти к верхней панели