Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В ЛОГОВЕ ЛЕОПАРДА
Молодой чабан Вахид Расулов шел на дальние пастбища Сары-Гая и заблудился. От родника Аг-су веером расходились лесные тропы. Приметил самую торную, но выбраться из зарослей так и не смог. Устал. Решил заночевать.
С трудом спустился Вахид в глубокое ущелье. Осмотрелся, В нескольких метрах от него редчайший цветок мира — фуопсис. Он растет только в Талышских горах, и у местных жителей есть поверье: тот, кто увидит цветок утром — у того исполнятся все желания; днем — сто лет проживет под солнцем; вечером — всегда будет видеть приятные сны.
«Какой же сон приснится мне?» — подумал Вахид.
Солнце закатывалось за хребты. Лес стал фиолетовым. Вахид пробрался через густые заросли «демирагача» — железного дерева, отыскал небольшой грот, собрал сухие листья, приготовил постель и завалился спать в ожидании чудесных сновидений.
Проснулся от резкого птичьего гомона, приподнял голову и замер: в нескольких метрах от него лежал леопард.
Закрыл глаза. Может быть, это галлюцинация? Нет, перед Вахидом — гроза Талышских гор. Чабан боялся пошевелиться. «Почему зверь не напал на меня? Сыт, что ли?» — подумал он.
Положение было критическим. Сильный, ловкий. Вахид считался лучшим джигитом среди горцев. Он на полном скаку срывал на альпийском лугу любой, самый низкорослый цветок. Но леопард…
Минуты тянулись мучительно долго. В голове молниеносно рождался один план за другим. Может быть, вскочить и броситься мимо хищника к выходу? Прыжок сзади — и конец. А если пятиться спиной и держать наготове охотничий нож? Нет, леопард сразу сшибет с ног. Надо обороняться, только обороняться.
Наконец хищник шевельнул головой, не открывая глаз, зевнул, обнажив огромные клыки, потом поудобнее улегся и снова заснул.
Солнце все выше и выше поднималось над горами и лесом. Вахид знал, что леопарды ночью делают набеги на села, похищают птиц, мелкий скот, а днем отсыпаются. Неужели весь день он будет пленником зверя? А тот выспится, проголодается и нападет на него.
Постепенно Вахид успокоился. Решил выжидать.
…У входа в грот затараторила сойка. Ее раскатистый крик сообщал о чем-то тревожном. Леопард вмиг проснулся и поднял голову. Вахид до хруста в пальцах сжал нож, подался назад, к стенке грота. Главное, надо располосовать зверю живот. А там…
Сойка еще тревожнее закричала. Эта лесная вещунья кого-то завидела на тропинке. Человека или зверя? Леопард метнулся к выходу. Неужели спасение? Чабан встал и бросился из грота. С ножом в руке побежал по тропинке. Все обошлось благополучно. Вот какой приятный сон принес ему лесной цветок фуопсис!
К. ХРОМОВ

НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ ДИРЕКТОР
В декабре 1961 года в своей передовой статье «Владыкой мира будет труд» газета «Правда» писала:
«…Двести лет учительствует на русской земле династия Раменских. Как не гордиться такими людьми!»
Об одном замечательном человеке этой династии, Алексее Пахомовиче Раменском, рассказывает А. Никитин в книге «Директор народных училищ А. П. Раменский», вышедшей недавно в Пермском книжном издательстве.
Алексей Пахомович в молодости своей работал с Ильей Николаевичем Ульяновым — отцом Ленина, а тридцать пять лет жизни он отдал делу народного образования на Урале.
Свой поиск автор книги начал с письма, которое прислал внуку А. П. Раменского Антонину Аркадьевичу Раменскому старый учитель Егор Иванович Пастухов. В нем между прочим говорилось:I
«Посылаю с этим письмом все, что передал мне Алексей Пахомович: «Письмовник» за 1811 год с записями ваших  предков, книгу Карамзина с автографом, книгу Ленина о хлебе, пятак императрицы Екатерины. Все-таки память.
Книгу А. С. Пушкина с дарственной надписью вашему прадеду в память о посещении Берново, где была мельница, описанная в «Русалке», выпросили у меня пионеры в местный музей…»
Итак, письмо рождало много загадок. При каких обстоятельствах книги с автографами известных русских писателей попали к Раменским? Где и когда состоялась встреча Алексея Пахомовича Раменского с Владимиром Ильичей Лениным? Что это за пятак императрицы? И главное — чем ознаменовалась долголетняя деятельность А. П. Раменского в Перми?
А. Никитину пришлось проделать большой следопытский путь, прежде чем он сумел ответить на эти вопросы.
В результате — интересная книга о нашем земляке, страстном поборнике народного просвещения.
Е. К.



Перейти к верхней панели