Тысяча двести — тысяча триста оборотов! — это было критической чертой. Двигатель с маркой Уральского турбомоторного завода на таких режимах не дотягивал и до ста часов.
Представьте себе, что машинист какой-нибудь нефтебуровой установки принимает новехонький двигатель. Но вместе с ним поступаете инструкция: «Работа на 1200— 1300 оборотах запрещена — район резонанса!» Как пройти опасный район и вывести машину разом на высшие обороты до…? Инструкция советовала: «сделайте это с максимальной скоростью».
Очень трудно было на практике придерживаться такого совета, потому-то на завод и шли рекламация за рекламацией. А конструкторы, выезжая на места аварий, беспомощно разводили руками: коленчатый вал не выдержал…
Чем погасить крутильные колебания вала в момент резонанса? Есть, существует гаситель-демпфер. И много лет мотористы завода бились над конструктивным решением такого устройства.
Если взглянуть на готовый чертеж — ничего хитрого вроде бы нет. Состоит демпфер из трех основных деталей: корпуса, маховика и крышки. Зазоры между корпусом и маховиком заполняются высоковязкой жидкостью. Но те, кому приходится доводить этот узел, недаром называют его «хитрым».
…Проблемы вставали одна за другой. Как крепить демпфер на коленчатом валу? Как осуществить герметизацию его внутренней полости? Как качественно заполнить его высоковязкой жидкостью? Как выдержать зазоры между маховиком и корпусом в несколько десятых долей миллиметра на большой поверхности? И самое
скверное то, что неполадки обнаруживались лишь после того, когда двигатель нарабатывал тысячи и больше моточасов.
Для решения проблемы потребовалось много усилий и времени. На прозрачной модели из органического стекла авторы-конструкторы бесконечно меняли форму и расположение каналов, канавок, заглушек. И в конце концов пришли к одному неожиданному решению. И конструкция оказалась так проста, что авторы долгое время сами не подозревали о своем приоритете. Но это подтвердил Госкомитет изобретений. Двенадцать мотористов, среди них много молодежи, и руководитель Юлий Арсеньевич Васильев — заместитель главного конструктора — получили авторские свидетельства.
С большим удовольствием они внесут изменение в существующую инструкцию: «На двигателе марки «ТМЗ» можно развивать любые обороты, не опасаясь попасть в зону резонанса».
Новая конструкция — подарок заводских следопытов съезду КПСС.