Эта широко известная песня родилась в годы гражданской войны в дивизии Чапаева. Кто же автор песни? Какова ее история? Во всех сборниках она значится как народная.
Однажды к нам в руки попала книга, рассказывающая о творческом пути Краснознаменного ансамбля песни и танца. Среди песен, входивших в репертуар ансамбля, указывалась и «Гулял по Уралу Чапаев-герой…»
Как она оказалась в репертуаре ансамбля, могли рассказать люди, которые пришли в прославленный коллектив на заре его истории.
Мы обратились к одному из организаторов ансамбля, соратнику и другу композитора Александрова — Феликсу Николаевичу Даниловичу. И вот что он рассказал.
В двадцатые годы Феликс Николаевич Данилович был актером Московского драматического театра «Смычка». Работать приходилось много: ведь почти каждый день ставились новые спектакли.
Осенним вечером, возвращаясь после спектакля домой, Данилович услышал стройные детские голоса. В окнах одного из домов ярко горел свет, группа мальчиков в пионерских галстуках с увлечением разучивала песню «Гулял по Уралу Чапаев-герой». Данилович слышал ее и раньше. Но теперь она с какой-то особенной силой тронула его.
В тот вечер Феликс Николаевич впервые задумался над тем, что неплохо было бы создать хоровой коллектив и заняться пропагандой песен революции и гражданской войны.
Первый состав будущего ансамбля включал восемь певцов, двух танцоров и .одного чтеца. Музыкальным руководителем стал Преподаватель Московской консерватории Александр Васильевич Александров.
Для начала решили подготовить программу, посвященную женщинам гражданской войны. Связались с бывшими чапаевцами.
— Поговорите с Марией Поповой, нашей пулеметчицей,— посоветовали нам.— Кстати, она и песню «Гулял по Уралу Чапаев-герой» сочинила.
Было это в конце 1928 года. В одно из воскресений я и Александр Васильевич поехали к Поповой. Жила она тогда в первом Доме Советов (теперь — гостиница «Националь»).
Много нового, волнующего узнали мы из рассказов Марии Андреевны о днях гражданской войны.
— А что у вас пели в дивизии? — спросил Александров.
— Многое. Песни у нас любили. Про Стеньку Разина, Ермака…
— А песню «Гулял по Уралу…»? — поинтересовался я.
— Пели… Понравилась она ребятам.
— Говорят, эту песню написали вы?
Мария Андреевна сказала, что она является автором всего лишь первых четырех строк, и тут же пропела их:
Гулял по Уралу Чапаев-герой,
Он соколом рвался с полками на бой,
Вперед вы, товарищи, не смейте отступать,
Чапаевцы смело привыкли умирать…
Песня о Чапаеве была включена в репертуар нашего ансамбля. Александров обработал ее мелодию для оркестра. Так как песня была короткой, мне пришлось дописать еще две — заключительные — строчки:
Блеснули штыки, мы все грянули «ура» —
И, бросив окопы, бежали юнкера…
Песня быстро завоевала широкую известность,
А теперь вернемся к рассказу об отважной пулеметчице Марии Андреевне Поповой. Ведь именно ей обязана своим рождением эта чудесная песня.
…В апреле 1919 года Колчак подходил к Самаре. Части Чапаева укрепились на берегу реки Кинель. Только что прошел ледоход, а ночью был проливной дождь. Белые, воспользовавшись непогодой, начали на плотах переправляться через реку.
Бой длился всю ночь. Было много раненых, Маша едва успевала делать перевязки. А тут еще выяснилось: ночью исчез молодой фельдшер Петров.
Командир полка кричал в трубку полевого телефона:
— Раненых много, Василий Иванович! А ни врача, ни фельдшера нет. Петров сбежал. Пришлось вместо него поставить Марусю Попову.
Через час от Чапаева прискакал всадник с двумя пакетами. Первый пакет он вручил Маше, а второй — командиру полка. Приказом Чапаева Маруся Попова была назначена фельдшером роты.
Вечерами на привале, возле жарких костров, пока варился кулеш, бойцы пели песни. Об атамане Степане Разине, о Ермаке Тимофеевиче. А то выходил в круг какой-нибудь парень в папахе, сбитой набекрень, и начинал выделывать замысловатые коленца. Маша, единственная женщина в полку, неизменно принимала участие в плясках. Однако потребность в новых песнях была огромная. А их-то почти совсем не было. Приходилось переделывать старые.
В эти дни и родилось письмо чапаевцев в ЦК партии, которое заканчивалось так: «Необходимо написать, куда следует, родить сборники свежих пьес, благородных песен и настоящих художественных произведений в прозе и в стихах. Если сборники уже изданы (мы их не видим)—гоните их, товарищи, поскорее на позицию».
На одном из привалов, когда бойцы, как обычно, собрались у костра, Маша открыла брезентовую сумку с красным крестом и достала помятый лист бумаги с поспешно написанными строчками.
— Вот, хлопцы, новая песня… О Василии Ивановиче. Я сама сочинила. Хотите послушать?
— Спой, Маша, спой! — зашумели вокруг.
Она завела песню. Неторопливо, немного протяжно, на былинный лад, будто ища дорожку в нехоженом лесу:
Гулял по Уралу Чапаев-герой,
Он соколом рвался с полками на бой…
…После взятия Белебея чапаевцы шли на
Уфу, сокрушая отборные белогвардейские части. Во время штурма Чишмы полк, в котором служила Маша Попова, попал в окружение. Чтобы отвлечь внимание белых, Чапаев решил ударить им в тыл. Ночью чапаевцы переправились через небольшую речку.
Утром бой возобновился. Белые вынуждены были снять с главного направления несколько рот и бросить против чапаевцев. В самый разгар схватки замолчал пулемет. Маша обернулась и увидела, что пулеметчик Калашников поспешно завязывает куском рубашки раненую руку.
— Подождите, я вам помогу,— проговорила Маша.
— Ложись лучше за пулемет,— ответил тот,— Видишь, беляки прут.
Здоровой рукой Калашников подал ленту, а Маша, поймав в узкую прорезь прицела совсем уже недалекие фигуры белых, нажала гашетку. И тут от реки донеслось громкое «ура». На противника неудержимой лавиной неслись конники. Впереди с обнаженным сверкающим клинком летел Чапаев…
Много лет минуло с тех пор, а до сих пор живет в памяти Марии Андреевны образ Чапаева — простого веселого человека, о котором она сложила песню. Позже Мария Андреевна добавила к песне еще один куплет:
Река Урал глубокая,
Крутые берега.
А степь, да степь широкая,
Там наши бьют врага!..