Снежную шубу надел умелец Урал. Чудесными кружевами зимы разукрасились наши леса. Любим мы свой край при любой погоде, в любом наряде. Дорог и люб он и сейчас, когда окна разрисованы морозными узорами.
Зимой все у нас кажется сказочным: и бескрайние степи, уснувшие под белым пухом, и дремучие леса, как бы затихшие, и могучие скалы, преобразившиеся в исполинов-богатырей. Всюду — величавая тишина. Но так лишь кажется. Глухой зимы на нынешнем Урале нет и в помине. Подобно тому, как под толстым слоем льда бегут вечно живые родники и реки, так денно-нощно бьется пульс Урала. Ни снега, ни метели, ни морозы не могут остановить горячее дыхание нашего родного края. Как сказал поэт: «В груди у зимнего леса гулко бьется сердце весны».
Стоит только прислушаться, и ты услышишь стук этого большого сердца. Под снегом дышит зеленое море озими. Сердце весны и в тучных семенах, ждущих в амбарах своего заветного часа. В буран и стужу качают нефть могучие насосы, напоминающие в белой кипени снегов взмахи лебединых крыльев. День и ночь гудят огнем богатырские домны Урала. Неустанны молоты «Уралмаша». Как всегда, наш Урал на трудовой вахте. И в суровые январские дни весенняя радость в глазах людей. Светом грядущего марта озарен наш январь.
Его ждут по всей стране. К нему готовятся, как к празднику. Каждый старается встретить его с подарком.
«Март — месяц что надо, ему сердце радо»,— говорит башкирская мудрость. Ведь раньше мой народ после холодной и голодной зимы всегда радовался первому мартовскому весеннему солнцу. А потом, в марте незабываемого 1919 года, была образована Башкирская Советская Республика — первая автономная республика Российской Федерации. Март нынешнего года обещает нам новое радостное событие: в конце его в Москве соберется очередной, двадцать третий съезд Коммунистической партии.
Мы знаем, что съезды нашей ленинской партии не только яркие вехи в пути страны, всего советского народа, наших зарубежных друзей; съезды эти оставляют глубокий след и в судьбе каждого из нас. Они — события всемирные и вместе с тем — кровное, родное дело каждого коммуниста, любого гражданина великой Страны Советов. Так и на этот раз.
Нам, уральцам, в канун съезда есть чем гордиться, есть о чем поведать Родине. Не хвалясь, мы можем сказать, что труд наших земляков достоин нашего орлиного края, той земли, которая гордо зовется могучей кузницей страны. На наших глазах крепнет Урал — край несметных сокровищ и внешне сдержанных, но богатых и щедрых душой людей. Это они среди степных пустырей и у лесистых отрогов гор воздвигли солнечные белокаменные города. Это они —богатыри наших дней — как изумительную книгу мудрости, раскрывали неисчерпаемые богатства недр. Мои современники, друзья мои-земляки покорили голубое подземное пламя и зажгли его в заводских печах и в домах уральцев.
В старинной башкирской легенде о бессмертном богатыре Урал-батыре повествуется о том, как после смерти легендарного витязя его сердце превратилось в сияющее золото, а его кости стали ценными рудами. Примечательно то, что кровь батыра в легенде стала бурлящим «черным золотом», которое ныне рвется из глубин земли могучими фонтанами.
Наша нефть течет теперь по западным магистралям далеко за Дунай, а по восточным — к славному морю, священному Байкалу. И все это сотворили трудолюбивые руки человека, озаренного светом ленинских идей. Современная быль стала ярче и прекраснее самых мудрых старинных легенд.
Семьдесят пять с лишним лет тому назад — в 1890 году — из Оренбурга в Уфу проезжал русский писатель Глеб Иванович Успенский. Он видел богатейший край и отчаяние народа, доведенного до гибели. На старом Оренбургском тракте с уст писателя сорвались слова, ставшие потом крылатыми: «Пропадет башкир, пропадет, беспременно пропадет этот самый башкир!» Но этого не случилось. И башкир, и многие другие народы спасла от гибели партия Ленина, великий Октябрь.
И теперь нередко мы ездим по Оренбургскому тракту. Здесь по долинам перенесенной Белой, нашей славной Ак-Идели, мы видим цветущие города, обильные нивы богатых хозяев земли — колхозов и совхозов. «Цветком в степи» называют у нас белокаменный город, весь утопающий в зелени. Это — Салават, город-сад, носящий имя народного героя. Это — город юных, средний возраст жителей здесь всего двадцать пять лет. Это — центр большой химии. Чудесные дары нефтехимиков Салавата известны всей стране. Старинная дорога из Оренбурга в Уфу изменилась неузнаваемо. И так — всюду.
Оглянись вокруг, юный следопыт! На трудовую вахту стал весь наш Урал. Волна трудового подъема, река всеобщего соревнования разлилась от оренбургских степей до тюменской тайги. От домен Магнитогорска до северных широт Урала дружно трудятся в эти дни наши земляки-уральцы. Есть где применить свои силы, свое умение и тебе!
В эти холодные зимние дни мы сердцами обращаемся к весне. Словно весенсолнце, осветят наш дальнейший путь решения предстоящего партийного съезда. Уже сегодня мы говорим:
— Здравствуй, светлая весна!
— Здравствуй, новое утро!
— Здравствуй, грядущее!