Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Тайга наша пищей богата. Тут и ягоды, и грибы, и рыба в речках, и дичь всякая. Но бывает и в лесу голодная пора, когда человеку без продуктов приходится туго.
Глубокие снега укрыли землю. Узорчатым куржаком одеты ветви берез. Мороз под сорок градусов. Тишина. В такую пору добыть пищу нелегко. Вся надежда на меткий выстрел. Ну, а если и дичи нет? Положение тяжелое, но не безнадежное.
Прежде всего следует взять за правило: в пути регулярно делать привалы, разводить жаркий костер и, если даже совсем нечего есть, пить хотя бы горячую воду.
Вспомните о ягодах. Не все спрятаны под снегом. Пройдите вдоль берега реки. На ветвях кустарников сохранились гроздья калины, рябины, а иногда и черемухи. Это уже пища. Лучше всего ягоды есть не мерзлыми, а запарить в кипятке. Не слишком злоупотребляйте рябиной — может заболеть желудок. Когда нет дичи — глухарей, тетеревов, рябчиков, приходится стрелять других птиц. В зимней тайге их немного — сойки, кедровки, дятлы, клесты, синицы. Все они в какой-то мере съедобны,— ведь речь идет о настоящем голоде, когда маленький кусочек мяса может поддержать силы человека и помочь ему добраться до жилья. Для того чтобы добыть кедровку или сойку, нет необходимости гоняться за ними по лесу, подкрадываться, тратить силы. Это ужасно любопытные птицы. Как правило, они первыми замечают человека и подают свой не очень приятный голос. Тогда нужно замереть на месте и ждать, когда сойка или кедровка сама подлетит на выстрел.
Во время гражданской войны отряд верхотурских рабочих шел на помощь самаровским большевикам. Труден и далек путь от Верхотурья до Самарова (ныне Ханты-Мансийск) через тайгу и болота. Некогда было останавливаться в поисках дичи, а продовольствие кончилось. И тогда бойцы стали питаться мясом кедровок. Вышел отряд к Иртышу в полном составе, никто не умер.
Бывает и летом в тайге голодная пора, вернее, в самом начале лета. Июнь. После шумных весенних токов забились в крепи на линьку глухари и тетерева. Их самки сидят на яйцах. Не слышно утиного кряканья на озерах. Вода в реках еще мутная, и рыба на удочку не берет. Нет в лесу ни грибов, ни ягод. Конечно, не сравнить это время с зимнею стужей, а все же прокормиться трудно.
Посмотрим, не осталось ли чего-нибудь от прошлогоднего урожая? Оказывается, осталось. На моховых болотах, среди свежей травы алыми бусинами залегли в зеленых мхах крупные ягоды перезимовавшей клюквы. Приглядитесь внимательней. Их здесь очень много. Пятнадцать минут работы — и полна фуражка.
В лесу под кедрами валяются прошлогодние шишки. Напрасно вы будете искать в них орехи. От сырости шишки раскрылись, а те орехи, что в них оставались, успели растащить кедровки и мыши.
Но полакомиться все-таки можно. На земле, словно поверженные великаны, лежат стволы старых кедров. Древесина их почернела от сырости, потрескалась, а поверху пышным ковром разросся зеленый мох. Сорвите этот моховой ковер с валежины, и в трещинах древесины вы увидите орешки. Они торчат оттуда, похожие на маленькие патрончики, зажатые в обойме. Здесь вы не найдете ни одного пустого. Все крупные, ядреные. Их запрятали кедровки. Обходи валежину за валежиной и набивай карманы орехами. Это полноценная пища — в них и белки, и жиры, и углеводы.
В июне на влажных лугах и в поймах рек много съедобных растений — щавель, молодые побеги дудника и рогоза, сочные листья дягиля, которые в отваренном виде по вкусу очень напоминают спаржу.
А в мшистых темно-хвойных лесах растет дикий лук — черемша, любимое лакомство деревенских ребят и… медведей. Тут же можно найти нежную заячью капусту — кислицу.
Есть на болотах растения со съедобными корневищами. Вот высокий стебель с крупными розоватыми цветами. Это гусак, или хлебный корень. Его горизонтально расположенные корневища очень богаты крахмалом. Их надо печь на костре и есть. Можно печь и клубни стрелолиста — болотного растения с листом, напоминающим по форме наконечник стрелы. Съедобны и клубни бутеня.
Отправляясь в лес, предварительно изучите эти растения, чтобы потом в тайге не ошибиться.
Чаще всего на привал или ночлег останавливаются возле реки. Если вы даже убеждены, что в эту пору рыба не клюет, все же не мешает попытать счастья и закинуть на ночь две-три закидушки, наживив крючки мертвой рыбкой или червями. Есть надежда, что клюнет налим. Тогда поутру вы сварите великолепную уху.
Человеку расторопному и смекалистому в тайге голод не страшен. Главное, не растеряться и не струсить.



Перейти к верхней панели