В годы гражданской войны в состав Чердынского уезда (ныне в Пермской области) входило несколько населенных пунктов с Верхней Печоры. В них белогвардейцы при поддержке английских интервентов сосредоточили крупные силы и двинули их на юг.
Враг рассчитывал быстро захватить Чердынь, Усолье, Пермь и создать серьезную угрозу на Восточном фронте Обстановка с каждым днем обострялась.
Штаб III армии Восточного фронта направил для отражения наступления белых 33-ю стрелковую бригаду ВОХР (военная охрана республики), которой руководили Степан Акимович Окулов и Сергей Георгиевич Варов. В 36 километрах от Чердыни находится древнее село Искор. Вблизи него и расположилась бригада. В своих воспоминаниях С. Я. Варов пишет:
«…Пришлось отступить до Искорка и спешно там укрепиться. Белогвардейцы пытались выбить нас артиллерийским и пулеметным огнем, но атаковать не решались. Короткая передышка помогла нам. Мы замаскировали в искорских лесах первую и третью роты, основательно подготовились к нападению. Наконец, завязался бой. В то время, когда противник почти ворвался в село, наши войска ударили по его тылу. Среди белогвардейцев, не ожидавших этого, началась паника… Почувствовав нашу силу , враг бросился наутек. Мы едва успевали преследовать его».
Части 33-й стрелковой бригады полностью освободили верховье Колвы и продолжали продвигаться по Печоре к селу Троицко-Печорскому — центру миллеровской белогвардейщины на верхнепечорском направлении…
…Возле села Искор, неподалеку от лесною сколка, после боя нашли двадцать семь убитых красноармейцев. Их привезли в Чердынь и похоронили в братской могиле. Поставили обелиск.
А недавно в Чердынь приехал сам Сергей Георгиевич Варов. Тут и возникла мысль создать и установить около села Искор, где в 1919 году были остановлены белогвардейцы, памятник. Соорудить его помогли комсомольцы Искорской комсомольской организации Михаил Шипин, Валерий Собянин, Николай Чебин, Леонид Пешехонов, Владимир Антонов. Ребята трудились, не считаясь со временем. Работу заканчивали при свете костров. Воду и материалы носили им школьники. Памятную плиту — панель и лепной рельеф оформлял второй секретарь Чердынского райкома ВЛКСМ Борис Сергеевич Пепеляев.
Пробный «орешек»
Обычный шарик из подшипника, тот, что вы закатывали в лузы настольного бильярда, оказывается, может служить и для определения твердости металла — например сырой стали. Как? Попробуйте вдавить шарик в мягкий асфальт — на асфальте останется круглая лунка. Такая же лунка, но поменьше, получится и на металле.
Чем прочнее металл, тем мельче впадинка.
И лишь испытывать специальные или особо твердые металлы стальному «орешку» не под силу — сам плющится. Тут нужен алмаз.
Обработанный в виде заостренного конуса, он легко «войдет» в любой металл, и прибор — твердомер, часть которого он теперь составляет, автоматически покажет твердость материала.
Пушка-металлург
Старая грозная пушка, отслужив свой срок в армии, поступила на металлургический завод. В прокатном цехе, где она теперь работает, длинный ствол ей уже не нужен. Его укоротили, но пушка, как и прежде, стреляет.
Только уже не снарядом, а специальным ножом, который мгновенно режет стальную заготовку большого сечения. Остается добавить, что для выстрела теперь, кроме пороха, может быть использован и природный газ.
Это не первое применение огнестрельной техники для обработки металлов. Еще в годы войны, при восстановлении разрушенных железных дорог, таким же способом делались отверстия в рельсах.
Бетонный радиатор
На первом этаже кто-то постучал по радиатору парового отопления, а на четвертом, хочешь не хочешь, слушают «сигналы».
Но это, конечно, не главный недостаток чугунных батарей. Слишком много металла уходит на них. Нельзя ли чугунные батареи заменить бетонными? Оказывается, можно. Только один домостроительный комбинат сэкономит за счет такой замены около тысячи тонн металла в год.
Новые радиаторы красивее, «незаметнее» и даже прочнее своих чугунных собратьев.
Перемещались ли полюса Земли?
Геофизика — наука, восстанавливающая геологическую историю Земли. Она помогает изучать и разведывать месторождения полезных ископаемых.
В последние годы в этой науке появился новый метод — палеомагнитный. В основе его лежит гипотеза: горные породы сохраняют остаточную намагниченность. Она возникла от действия земного магнитного поля, которое со временем меняло направление. Вместе с ним передвигались и географические полюса.
По этой гипотезе, Северный полюс в течение геологической истории переместился из области Тихого океана в Арктику.
Так ли это? Ряд ученых, в том числе и палеоботаник А. Н. Криштафович, отрицают подобное смещение.
Уральские геологи проводят палеомагнитные исследования с 1960 года. Полученные данные о намагниченности горных пород не позволили сделать какие-то выводы. Поэтому было решено попытаться установить направление географического меридиана по ископаемым деревьям.
Известно, что в окаменелых стволах, найденных в Челябинском буроугольном бассейне, хорошо сохранились годовые кольца. По их ширине и асимметричному положению сердцевины можно определить южную и северную стороны ствола, а значит и направление географического меридиана.
Если удастся установить первоначальное положение ископаемого дерева, как оно росло, по отношению к местности, то тогда можно будет сравнить направление географического меридиана того времени и современного.
Конечно, проще всего это сделать по пенькам. Но в Карпинском угольном карьере геологи нашли только поваленные деревья. Правда, удалось выяснить, что упали они там, где росли.
Отобрали шесть стволов, отполировали их, и по ним установили древнее направление географического меридиана с точностью до 15 градусов (см. рисунок). Оно для всех шести деревьев совпало с современными.
Первые опыты не подтвердили предположение о перемещении полюсов.
Исследования и наблюдения продолжаются.
Первенец
Нефтепровод Шаим — Тюмень — самый короткий среди своих собратьев. Его длина немногим больше 400 километров. Но на сооружение такого «малыша» требуется ни много ни мало 50 тысяч тонн стали. «Мелыш» первым должен войти в строй.
В 1965 году по нему нефть пойдет до транссибирской железнодорожной магистрали. За счет сокращения расходов на транспортировку предприятия Урала будут ежегодно экономить до 20 миллионов рублей.
Путь «Голубого огня»
Березовский газоносный район включает около двадцати отдельных месторождений, в том числе Пунгинское, с запасами около 100 миллиардов кубометров. Отсюда и берет начало тепловая магистраль Урала и основа ее — газопровод Игрим — Серов протяженностью 500 километров. Стальная нитка идет тайгой четыреста двадцать километров, остальной путь — болотами. Она пересечет четыре крупных и более двухсот мелких речек.
Уже в 1965 году серовцы получат газ, а немного позднее — Нижний Тагил, Свердловск, Соликамск, Березники.
По плану, с 1970 года эта стальная магистраль будет доставлять на Урал свыше 10 миллиардов кубометров газа в год. Это равноценно 15 миллионам тонн угля!
Линии на карте
Карту Тюменской области пересекают разноцветные линии. Сплошные — обозначают строящиеся нефтегазовые артерии, пунктирные — те, что проектируются.
Если вытянуть их в одну нитку, то получится свыше двух тысяч километров — почти половина трансевропейского нефтепровода «Дружба».