Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

…ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
Зима 1939 года. Война с белофиннами. Стране нужны опытные лыжники. На Урале сформировался отдельный разведывательный батальон. Из Педагогического института добровольцами в него пошли двое — Викентий Иванович Пластинин и Саша Курицын. Один преподаватель, другой — студент.
Снабжение группы, которой командовал Пластинин, вели самолеты. Но зима тяжелая: завьюжит, занепогодит — жди целую неделю.
Трудно приходилось разведчикам: костров жечь нельзя — кругом вражеские снайперы-кукушки.
Самое главное в разведке — связь. У Саши Курицына на боку всегда «зуммер» и куча проводов. Бой кончится, а у него все равно работа.
Трудны бои ночью, особенно очень близкие, штыковые.
В одном из таких боев, защищая товарищей, погиб студент исторического факультета коммунист Александр Курицын, который мечтал стать преподавателем.

* * *
Первых выпускников географического факультета и тех, кто ходил с ними в походы, за страсть к путешествиям звали «Колумбами». Последний экзамен они сдавали досрочно— был конец июня 1941 года. С прощального вечера их проводили на вокзал, на фронт. Юрка Фелицын, Сережка Зеленин, Коля Проскурин, Саша Арзамасцев, Вася Петров, Миша Рубель прежде не думали, что передовая станет их первой школой.
На груди Николая Проскурина орден Красной Звезды. Июньскими ночами под Воронежем он на своей «тридцатьчетверке» вытаскивал с нейтральной полосы подбитые танки.
Сергей Зеленин сейчас преподает в университете в Харькове. Александр Арзамасцев в Свердловском Дворце пионеров возглавляет «глобусят». Геолог Юрий Фелицын ищет никель на Воркуте.
Хранят они память о погибшем друге Васе Петрове, скромном пареньке, влюбленном в науку.
Не пришел с войны и Миша Рубель. В Молдавии есть село Слободка. Перед школой памятник. Там похоронены герои, павшие за освобождение республики. Среди них коммунист Миша Рубель. Его имя носит пионерский отряд. В классе висит портрет Миши, в интернациональном уголке хранятся письма.

*  *  *
До защиты диссертации оставался всего один год, но аспирант пединститута Валентина Ивановна Ковалева ушла добровольцем на фронт. Пять лет прошла она дорогами войны с госпиталем № 2912. Ее наградили орденом Отечественной войны II степени.
Сначала курсы медсестер. Потом сортировочный госпиталь, который передвигался скачками вслед за линией фронта. Особенно трудно пришлось у Бреста. Вот тогда и появилась во «Фронтовой правде» небольшая заметка о самоотверженной работе женщины-эвакуатора.
За время войны Валентина Ивановна отдала раненым более 10 литров крови.
Кончилась война. Валентина Ивановна открыла в госпитале № 2912 курсы для поступающих в вуз.
Живые и мертвые, известные и безвестные герои! Их должны знать нынешние и будущие поколения студентов нашего института. Поэтому мы сейчас ведем поиски новых материалов. На здании главного корпуса института скоро будет установлена мемориальная доска.
В. ШИМОВ, студент Свердловского педагогического института.

…С УРАЛМАША
Всегда помни о погибших! — так говорят уралмашевцы.
Они свято чтят память о тех, кто когда-то строил завод, потом трудился в его цехах, а когда разразилась война, ушел добровольцем на фронт защищать Родину. Это старший мастер Уралмаша Петр Трепачев, слесарь и комсорг обрубного цеха Геннадий Нестеров, мастер Антон Огарок, токарь Владимир Давыдкин, шабровщипа Леночка Яковлева — фронтовая медсестра, шлифовщик Григорий Никольский, санитарки Тоня Андриевская, Аня Парфенова, литейщик Алексей Федоров и многие, многие другие. Их нет среди нас, но никто из них не забыт.
На Уралмаше хранятся письма с фронта. Вот одно:
«Пройдет война. На площади Первой пятилетки у входа на завод коллектив вывесит доску своих героев. На уральском камне-самоцвете будут имена героев труда, и, мы уверены, рядом с именами таких, как Павел Спехов, Тимофей Олейников, вы. золотом выведете имена добровольцев-уральцев Геннадия Нестерова, Петра Трепачева, Антона Огарка, Израиля Либмана, Владимира Давыдкина, Куприяна Захарова — всех славных воинов. И поколения юных строителей коммунизма будут чтить память, петь песни об уралмашевцах-добровольцах Красной Армии, которые, подобно Да н ко, зажгли свои сердца, чтобы светло, свободно и счастливо было всегда советским людям».
На здании заводоуправления установлена мемориальная плита легендарному разведчику Герою Советского Союза Николаю Кузнецову. Но этого мало.
Сейчас коллективы цехов начали собирать материалы о своих боевых товарищах. В цехе резки заготовок, например, оформляется комната-музей, посвященная героическому труду в тылу и подвигам уралмашевцев на фронте.
«Уралмаш— большой завод. Почти в каждом цехе работали те, кто отдал жизнь за нашу землю, за наших детей. Было бы очень хорошо, если бы везде установили небольшие мемориальные таблички с именами погибших. Уралмашевцы должны знать своих героев, память о которых и поныне живет в наших сердцах» , — написал в заводскую газету участник Великой Отечественной войны инвалид Л. Пушкарев.
Хочется сказать и о тех, кто уходил на фронт прямо со школьной скамьи. Виктор Кандауров учился в уралмашевской школе № 28. Он был храбрым солдатом. Домой Виктор писал:
«На моем счету десятки уничтоженных захватчиков, пулеметы, минометы и другая техника. Ведем наступательные бои, настроение бодрое».
А вскоре писем не стало…
Героически сражался с фашистскими захватчиками выпускник этой же школы танкист Всеволод Семененко. Он участвовал в ожесточенных боях на Орловско-Курской дуге. Его экипаж погиб, выполняя боевое задание.
А разве можно забыть о подвигах в небе, совершенных уралмашевцами Героем Советского Союза Владимиром Курочкиным и вчерашним школьником Виктором Комельковым? Пионерскому отряду школы № 28 сейчас присвоено почетное имя братьев Комельковых (комсомолец Володя Комельков, брат Виктора, гвардии сержант, тоже не вернулся домой).
Уралмашевцы ходатайствуют о присвоении одной из улиц своего соцгорода имени Героя Советского Союза Владимира Курочкина.
М. ЕРГИНА, Уралмаш.

…ИЗ ОРЕНБУРЖЬЯ
Много лучших сынов и дочерей страны пали смертью храбрых 8 борьбе с фашизмом.  Только в Оренбуржье живут 49 семей поших Героев Советского Союза. А сколько есть неизвестных бойцов, подвиги которых ждут своего признания!
По-моему, увековечить память лучших из лучших, отдавших жизнь за то, чтобы мы могли спокойно жить и трудиться, — наш гражданский долг. Как это сделать?
Вот, к примеру, наш целинный совхоз, ему от роду всего десять лет. Когда начиналась война, его не было, поэтому совхоз не проводил на фронт ни одного хлебороба. Но это вовсе не значит, что мы, целинники, должны остаться в стороне. Любой тракторной бригаде можно присвоить имя героя — жителя Оренбургской области. А то сейчас как-то безлики бригады: «номер один», «номер пять». Куда лучше звучит: «Бригада имени Александра Матросова» (кстати, Саша Матросов служил в части, расквартированной в Оренбуржье, здесь он принимал военную присягу, отсюда ушел на фронт). С Оренбуржьем связаны имена Мусы Джалиля (он родился в селе Мустафино, Шарлыкского района), летчиков-героев Михаила Девятаева, Сергея Грицевец, Ивана Колбина, Сергея Луганского (они учились в Оренбургском высшем военно-авиационном училище). Но ни одна тракторная бригада, ни одно совхозное отделение не носит имя славных советских соколов. Надо сделать это к 20-летию со Дня Победы.
Ю. НАСЫБУЛЛИН, бригадир тракторной бригады совхоза имени XIX партсъезда

…ИЗ ВАСИЛЬЕВКИ
Недавно я познакомился с книгой «Война в тылу врага». Увлекательное повествование о партизанской эпопее крупного соединения, действовавшего в лесах Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Заинтересовался автором. Им оказался легендарный «Батя», Герой Советского Союза полковник Григорий Матвеевич Линьков. Он родом из села Васильевка, Октябрьского района, Оренбургской области.
Село — центр большого колхоза «Путь к коммунизму» . Здорово, думаю, повезло васильевцам,— имеют такого знатного земляка. После войны Линьков приезжал к ним в гости, встречался с друзьями юности, с которыми воевал еще в 1918 году в партизанской армии Василия Блюхера. Возле клуба состоялся митинг. Писатель был в местной школе, а библиотеке подарил свою книжку…
И вот Григория Матвеевича не стало. Я поинтересовался: может быть, колхозники или школьники как-то решили увековечить его имя? Может, на здании правления колхоза висит мемориальная доска? Или сохранился домик, где родился герой? Или в школе оборудован уголок памяти Линькова?
Ничего подобного. В Васильевке забыли, что у них родился первый председатель сельсовета, партизан-блюхеровец, легендарный «Батя» времен Отечественной войны.
Разве нельзя присвоить имя Линькова пионерской дружине? Разве трудно повесить портрет, собрать воспоминания местных жителей?
Многое могли бы сделать и колхозные комсомольцы, но увы! Видимо, руки не доходят.
А если посчитать, сколько наших земляков ушло на фронт из сельских школ, ремонтных мастерских, заводских цехов и лабораторий? Славно сражались они на поле брани и не все дожили до светлого Дня Победы. Разве они недостойны почестей, любви и уважения?
Все зависит от нас самих, товарищи! Давайте серьезно возьмемся за увековечивание их светлой памяти.
В. МАКСИМЕНКО. заместитель начальника строительного управления. Новотроицк

 



Перейти к верхней панели