Сыны Урала
1943 год. Самый разгар войны. В это время в Свердловском областном государственном издательстве выходит книга очерков «Сыны Урала» о подвигах уральцев на фронте и в тылу. Тираж книги был невелик — четыре с половиной тысячи, и основная масса его была отправлена в действующую армию. Ныне сохранились, дошли до наших дней считанные экземпляры книги.
Мы перепечатываем вступительную статью, написанную генерал-лейтенантом ДМИТРИЕМ СЕРГЕЕВИЧЕМ ЛЕОНОВЫМ, который хорошо знал Урал, проходил службу в Уральском Военном Округе, а во время Великой Отечественной войны являлся членом Военного Совета ряда фронтов.
Дмитрий Сергеевич — сейчас он живет в Москве — дал согласие на перепечатку, и статья публикуется почти полностью, с небольшими сокращениями.
Суровые горы с пологими, источенными ветром склонами, густые хвойные леса, реки — то узкие и извилистые, то широкие и многоводные… Неисчерпаемые сокровища земных недр, гигантские запасы железной руды, угля, золотые россыпи, сказочные залежи почти всех редких металлов, строевые леса, богатые зверем и птицей, необозримые поля пшеницы…
Это — Урал!
И люди на Урале особого склада, под стать суровой и богатой природе своего края — крепкие, мужественные, настойчивые, энергичные, пламенные патриоты.
Двадцать пять лет — очень маленький срок для истории. Но за минувшие четверть века Урал расправил свои могучие плечи и развернулся в полную силу своих природных богатств и человеческих дарований.
Советский народ с любовью следил за тем, как строится, расцветает и молодеет его седой Урал. С гордой радостью встречала страна пуск каждого нового индустриального гиганта на Урале. Урал всегда был любимцем всего советского народа, но особую привязанность питают к нему сами уральцы.
Рабочие Нижнего Тагила и Магнитогорска, рабочие, ученые, студенты Свердловска, Перми и Челябинска, горняки уральских золотых приисков, Уральские колхозники — все они с любовью произносят: «Наш Урал», «Мы — уральцы», и это звучит гордо.
С первых же дней Великой Отечественной войны уральцы могучей стеной встали на защиту Родины. Одни взялись за оружие, другие принялись ковать его.
Уральский рабочий Иван Афанасьевич Бугров отправил на фронт пятерых своих детей. Сын его Константин — летчик, Василий — снайпер, Анатолий и Юрий — пехотинцы; дочь Варя, работавшая на заводе нормировщицей, тоже ушла на фронт — санитаркой. Проводив детей в армию, Иван Афанасьевич — человек почтенного возраста — не посчитался со своими годами и снова взялся за старую профессию формовщика, дав обещание обучить формовочному делу своих невесток — Евгению и Анну, и старшую дочь Пелагею. Молодые Бугровы сражаются с немцами, а отец и женщины бугровскои семьи систематически выполняют производственные нормы более чем на двести процентов, заменяя своих близких, ушедших на фронт.
Таких замечательных патриотических семей на Урале немало.
Миллионы уральцев, оставшихся в тылу, взяв на себя двойную и тройную нагрузки, невиданно превышая нормы
мирного времени, куют для фронта все виды боевого оружия. И уральцы-фронтовики с этим надежным оружием стойко, самоотверженно, яростно и храбро сражаются против ненавистных гитлеровских захватчиков.
Рабочий золотых приисков Исовского района Петр Константинович Горев вместе со своей частью пришел на фронт.
Известный рабочий прииска стал в армии отличным танкистом. И как велика была радость Петра Горева, когда командование передало ему танк, рожденный на уральском заводе, построенный руками его земляков!
— Товарищ майор,— взволнованно сказал Горев, обращаясь к командиру части,— вы нас знаете, мы верны своему слову. И я зазеряю, что ни танки, созданные на Урале, ни танкисты-уральцы не подкачают никогда!
И точно: уже много месяцев воюет танкист Горев. Десятки раз на своей могучей боевой машине врывался он в расположение вражеских войск, расстреливая немцев из пулеметов и пушек, давя их гусеницами танка, уничтожая материальную часть гитлеровцев. Его машина не знает поломок. Покрытая вмятинами и шрамами, как лицо старого воина, она не выходит из строя Горев уничтожил сто пятьдесят одно противотанковое орудие, около десяти минометов, сотни гитлеровцев. Его храбрость, мужество, боевые подвиги отмечены высокой правительственной наградой.
Повсюду, где уральские дивизии сражались с фашистским зверьем, они стяжали добрую боевую славу.
Славные воины уральских дивизий показывают образцы воинской стойкости и доблести, мужества и боевого напора, проявляют беззаветную любовь к Родине, умение сражаться до последней капли крови, до последнего удара сердца.
Не только родному Уралу, но и всей стране известно имя знатного уральского забойщика Ивана Григорьевича Наймушина. Это он два года назад установил всесоюзный рекорд добычи медной руды; это он вместе с Илларионом Янкиным поднял знамя семиволосовского движения в медной промышленности. Сейчас Иван Наймушин на фронте. И сражается он также стойко и умело, как прежде работал на руднике.
Занимая с отрядом оборону у небольшой высоты, Наймушин заметил группу немецких автоматчиков, пробиравшихся к нашим позициям.
Врагов было во много раз больше, чем наших бойцов. Наймушин спокойно оглядел товарищей и коротко сказал:
— Не пропустим?
Бойцы молча стали готовить оружие. Подпустив немцев на близкое расстояние, они открыли жестокий огонь.
Наймушин, тщательно прицеливаясь, уверенно бил из своей самозарядной винтовки, и с каждым его выстрелом падал фашист. В разгаре схватки вражеская пуля ранила Наймушина, и тут же от разрыва немецкой мины выбыл наш пулеметный расчет. Пулемет умолк. Наймушин забыл о своей ране. Он подполз к пулемету и открыл по немцам убийственную стрельбу, Не выдержав огня, фашисты откатились, понеся большие потери.
За доблесть и мужество Иван Наймушин награжден орденом Красного Знамени.
Уральцы по праву могут гордиться своим доблестным земляком Героем Советского Союза Николаем Павловичем Бочаровым. Подразделению, над которым он принял командование, было приказано атаковать немцев и отбить у них сильно укрепленный населенный пункт. После жестокой перестрелки бойцы, возглавляемые политруком Бочаровым, ворвались в деревню. Завязалась яростная схватка. Бой шел за каждый дом, за каждый двор.
Бочаров показывал пример воинской отваги. Ловко подкрадываясь под огнем к домам, где засели немецкие автоматчики, он забрасывал их гранатами. Уничтожил он и расчет немецкой противотанковой пушки. Вдруг Бочаров заметил, что невдалеке от него немцы выкатили вторую пушку, чтобы наводкой бить по нашим наступающим бойцам. Настала минута величайшей опасности. Нужно было опередить немецких артиллеристов. Подбежав к трофейному орудию, командир навел его на гитлеровцев и двумя снарядами разбил их вторую пушку. Затем Бочаров перевел огонь на дома, выкуривая из них гитлеровцев, разрушая их пулеметные гнезда…
Так дерутся уральцы.
Враги почувствовали силу их ударов. «Перед нами опять появились уральские черти. Мы слишком хорошо знаем их по прежним боям, они — сумасшедшие, упорны и сражаются даже тогда, когда тяжело ранены. Может быть, рассказы о их появлении — это только болтовня. Но если это правда, я не жду для себя ничего хорошего»,— писал немецкий пехотинец Гельмут Берг в период боев под Москвой.
«Вчера Рудольф и его ребята привели двух раненых русских солдат и унтер-офицера. Они были из той самой уральской дивизии, которая недавно, как говорят, подошла к Калинину. Нам очень хотелось поподробнее разузнать об этом новом, неприятном соседе, но русские молчали, как немые. Чего только с ними Руди ни делал, и все же он не мог вырвать у них ни одного слова. Так и пришлось убрать их, ничего не узнав», — сообщал гитлеровский солдат Курт в письме к какому-то господину Варму 7 декабря 1941 года.
«Проклятые уральские стрелки не дают нам жить. Все они, как говорят, охотники и снайперы. Стоит неосторожно высунуть из блиндажа голову— и конец! Только за неделю у нас не стало Мольца, Карла и еще троих. Днем мы боимся даже шевельнуться и принуждены ходить тут же, в окопе», — писал летом этого года фашистский ефрейтор Вилли Шток…
Добрые вести с родного Урала о новых подвигах гвардейцев трудового фронта воодушевляют воинов. С братской признательностью и уважением они называют имена лучших людей, славных мастеров героического труда, кующих для Красной Армии превосходное боевое оружие.
Каждый производственный рекорд забойщика Иллариона Янкина, фрезеровщика Дмитрия Босого, каждое новое достижение знаменитого сталевара Верх-Исетского завода Нуруллы Базетова, каждый успех знатной уральской железнодорожницы Ольги Кыштымовой вызывают законную радость и гордость у их земляков на фронте.
Весть о том, что в День Конституции рабочий свердловского оборонного завода Лаврентьев, применив рационализацию, дал двести семьдесят девять норм за смену, то есть выполнил работу двухсот семидесяти девяти человек, облетела бойцов, вызвав большой подъем,
У трудящихся Урала есть лозунг: работать по-фронтовому. Это значит — трудиться так же упорно и самоотверженно, как сражаются уральцы-фронтовики. И этот лозунг осуществляется с честью.
С первых же дней Великой Отечественной войны Урал переживает новую пору могучей молодости. Сын великой страны — богатырское дитя — он растет не по дням, а по часам. Сотни заводов, фабрик, мастерских, перевезенных из временно захваченных немцами районов, разместились на Урале и с каждым днем дают больше и больше боевой продукции.
С Урала на фронт движутся все возрастающие поюки оружия и боеприпасов. Неисчерпаем уральский боевой арсенал!
На фронте и в тылу, у заводских станков, с оружием в руках на поле доблестные сыны Урала самоотверженно защищают любимую Родину.
1943 г.