В одном библейском мифе говорится, что однажды бог разгневался на людей за их грехи и решил наслать на них всемирный потоп. Только одного праведного, Ноя, он предупредил об этом. Для спасения своей семьи и «безгрешных» животных Ной построил большой ковчег (корабль). Набрал в него «каждой твари по паре». Только один гигантский зверь не мог вместиться на борт. Ему пришлось плыть за ковчегом, опираясь иногда на корму своим огромным рогом. Мы знаем, что в библейских мифах наряду с вымыслами иногда отражались и такие детали, которые имели место в действительности. В рассказе о потопе названы конкретные животные.
Но что это было за однорогое чудище? Было ли такое? На протяжении двух тысяч лет досужие люди создавали о нем самые фантастические легенды. Менялись описания размеров, облика и нравов этого чудо-зверя.
В арабских сказках он изображался неимоверным гигантом. Ему ничего не стоило нанизать на свой огромный рог двух-трех слонов и ходить с ними.
В старинных книгах славян однорогий гигант описывается под именем «Индрик-зверя». Он огромен, живет под землей, своим рогом роет там ходы, создает подземные ключи, наполняет водой озера и реки. А взыграет тот зверь, «вся вселенная всколебается», земля затрясется. Индрик-зверь — всем зверям зверь.
На севере Европы и Азии, в Китае распространены легенды о странном звере-кроте небывалого роста, который живет под землей в темных пещерах; увидев солнечный или лунный свет, он умирает.
Церковные отцы, переводившие библию с еврейского языка на греческий, решили, что зверь, который не поместился в Ноев ковчег, был не кем иным, как «единорогом», о котором рассказывают легенды. После этого единорог стал у суеверных христиан как бы «священным» животным. Он свиреп, но благороден. Его рог наделили волшебным свойством обезвреживать всякие яды.
Единорогов стали описывать многие ученые и путешественники средних веков. Но размеры зверей в описаниях указывались разные, признаки их путались с признаками ныне живущих слонов и носорогов. Появилось множество фантастических единорогов.
В 1900 году весь мир облетела необыкновенная новость: «В Сибири нашли кости настоящего единорога». Палеонтологи назвали его «эласмотериум сибирикум» (складчатый зверь Сибири). Он оказался намного больше слона и мамонта. На лбу его массивного черепа торчал огромный рог, как у легендарного зверя, а не на конце морды, как у ископаемых или современных носорогов. Позднее черепа и зубы эласмотерия были найдены и в Европейской части СССР. Два огромных черепа этого чудища хранятся в геологическом музее Казанского государственного университета.
В Башкирии первая находка остатков «единорога» принадлежит школьникам деревни Тляумбетовой Мелеузовского района — они обнаружили зуб этого животного на песчаном берегу реки Наказ. Позднее, в 1928 году, ученики другой деревни — Нордовки, Стерлитамакского района, нашли еще один зуб вблизи своей деревни и передали его в Стерлитамакский краеведческий музей. Третий зуб эласмотерия попался жителям Пугачевской слободы пригорода Уфы. Они увидели его на отмели реки Уфы, близ ее устья.
Что же это за зверь был, когда он жил и почему у древних народов сохранились о нем какие-то воспоминания?
Палеонтолог Бранд пишет, что эласмотерий был сухопутным животным и, подобно носорогам и слонам, жил поблизости от воды, в которой он нуждался не только для питья, но и для купания. По мнению известного советского палеозоолога К. К. Флерова, это был громадный зверь длиной около 5 метров, а высотой (в загривке) — более 2 метров. Посредине огромного черепа (более метра длиною) возвышалась куполообразная костная шишка диаметром до 25 сантиметров и высотой до 35 сантиметров, на которой сидел огромный рог.
Мощные позвонки свидетельствуют, что толщина шейных мышц зверя достигала полуметра. Зубы его могли, подобно жерновам, перетирать толстые ветки. Конечности у эласмотерия трехпалые, приспособленные к хождению по твердым грунтам. Голова и передняя часть тела хорошо приспособлены для рытья земли — он лакомился корнями.
Эласмотерий жил в конце третичного и в первой половине четвертичного периодов, то есть на протяжении последних трех миллионов лет назад. Находки костей его говорят и о том, где он обитал: в Западной и Восточной Европе, в Сибири и Средней Азии. Наши далекие предки еще застали это чудище, а их потомки сохранили в своей памяти некоторые особенно поражавшие людей черты этого зверя-гиганта. С течением времени «воспоминания» приобретали асе более и более фантастический характер.
О том, что какие-то огромные однорогие животные жили в Сибири одновременно с человеком, говорят старинные тунгусские песни. В них упоминается ужасный черный бык-единорог. Он был так велик, что для перевозки только одного рога требовались большие сани.
Надо полагать, что в Европе эласмотерий окончательно вымер около трех тысяч лет тому назад, а в Сибири он исчез с лица земли, вероятно, несколько позднее.
Внешний облик эласмотерия и до сих пор остается загадкой. Ученые воспроизводят его по-разному. Академик М. А. Мензбир изобразил так, как это показано на рис. 1, а профессор К. К. Флеров — как на рисунке 2.
ПО СЛЕДАМ СЛОВА
Неисчерпаемая волшебная шкатулка языка. Для любознательных в ней всегда найдутся новые, диковинные истории. Вот две из них из мира живой природы.
ЭТО ЧТО ЕЩЕ ЗА ЗВЕРЬ?!
Приехав в Москву, некий иностранец решил пообедать в ресторане: он так много слышал о сытной и вкусной русской кухне! Глотая слюнки, турист пробегал глазами перечень аппетитных названий: гусиная печонка, свиная отбивная, шницель из баранины, бифштекс из говядины… Стоп, это что-то новое: из говядины! Что за мясо, какого животного?
«Тем лучше,— решил иностранец,— отведаю именно го-вя-ди-ны».
По вкусу бифштекс поразительно напоминал мясо коровы. А может быть, так оно и есть?
Наверное, тут дело в истории языка, решил он и при первом удобном случае заглянул в библиотеку, в толковый словарь Владимира Даля, вышедший около восьмидесяти лет тому назад.
Через минуту «таинственное» слово было найдено. На одной из страниц черным по белому напечатано: говядо. Оказывается, «говядом» сто лет назад назывался не какой-то неведомый зверь, а самый обыкновенный крупный рогатый скот — коровы, быки, волы.
Шло время, слово «говядо» вышло из употребления, и исчез мостик, соединявший слова «корова» и «говядина».
ПОРОСЕНОК, ПОТЕРЯВШИЙ РОДИТЕЛЕЙ
Помните, у Маяковского: «Вырастет из сына евин, если сын — свиненок».
Забавно и непривычно — «свиненок». Но эта «поэтическая вольность» вполне оправданна, ведь «свиненок» образован от слова «свинья» по всем правилам русского языка, так же, как «котенок» — от «кота», «козленок» от «козла».
И все-таки мы говорим «поросенок». Почему?
Обратимся к другим языкам. Следы приведут нас в очень древнюю эпоху. Оказывается, в те далекие времена у слова «поросенок» было слово-родитель, обозначало оно домашнюю свинью. Корень его звучит приблизительно так: «порк». Ученые-лингвисты восстановили его, сравнив названия домашней свиньи в родственных языках: латинское «поркус», литовское «паршас», старославянское «прасен» и так далее. Но у наших предков было еще одно название дикой свиньи. Сравните старославянское «свиния», древнеиндийское «су», латинское «сус», древненемецкое «евин». Постепенно, с развитием языка, название дикого животного «свинья» стало употребляться и для обозначения домашнего.
Так и получилось, что у «поросенка» нет слова-матери, а есть только слово-мачеха.
В. ВАЙНЕР