Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Письменный стол Державина
В Государственном музее Татарии (Казань) хранятся письменный стол, кресло и чернильница поэта Державина. Стол очень оригинальный. В нем много ящиков. Вместо ножек — четыре шкафика. Два правых и два левых соединены полками для книг. Часть поверхности стола поднимается на особые подставки и превращается в конторку, удобную для письма стоя и сидя. Кресло, по желанию хозяина, превращалось в кровать.
Любопытна и чернильница. Это особый ящик с гнездами — для двух письменных приборов. Посредине медный штатив с рамой для подсвечников. Рама устроена так, что свет можно подвинуть на любое расстояние.
Вещи поэта были переданы в 1845 году в Казанский университет, а оттуда в наше время перешли в музей, где создан специальный «Уголок Державина».

Рельсы первой русской «чугунки»
Рельсы первой русской чугунной дороги можно увидеть в Алтайском краеведческом музее. Она была построена на Алтае предшественником известных тагильчан Черепановых Петром Козьмичем Фроловым в 1806—1809 годах. Дорога соединяла Змеинозорск и Корбалиху. По ней ходили вагонетки, передвигавшиеся с помощью лошадей.
Нашли рельсы в 1952 году, были они в прекрасном состоянии. Обнаруженное рядом чугунное колесо пострадало от времени гораздо больше.
Д. ВЛАДИМИРСКИЙ

Летопись края
Недавно на полках Публичной исторической библиотеки в Москве разместилось 1288 одинаково толстых томов. Ни один библиофил не назовет издания, вышедшего когда-либо в России в таком объеме. Авторы его — тысячи людей.
Был в России человек, всю свою жизнь мечтавший об издании «Настольной энциклопедии». Жил он в Петербурге, но часто его можно было видеть в других городах России: повсюду он собирал материалы для своего будущего труда, встречался с букинистами и издателями, посещал толкучие рынки и книжные лавки.
Имя этого энтузиаста — Михаил Дмитриевич Хмыров.
В огромном собранном материале ученого немало сведений об истории Урала. Это — вырезки из центральных и местных губернских газет, из журналов: «Сын Отечества», «Современник», «Отечественные записки», указы, манифесты, рескрипты, редкие рукописные документы или копии с них, литографии, рисунки, схемы, карты.
Материалы коллекции рассказывают о жизни нашего края на протяжении более ста лет, с 1765 по 1870 год. В них интересные факты о промышленном производстве и сельском хозяйстве Урала, народном образовании и первых театральных представлениях, внешнем облике городов и их быте, о развитии судоходства на Каме и Белой, о прокладке дорог через Уральский хребет.
Вот на одной странице статья известного историка и географа, исследователя Урала Б. Н. Берха «О следах русских древностей в Пермской губернии». Она извлечена Хмыровым из восемнадцатой книжки журнала «Сын Отечества» за 1819 год. А рядом пожелтевшая  вырезка из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 за 1864 год, где сообщается о машине для изготовления кирпича, изобретенной в Перми.
Особенно ценны в собрании Хмырова многочисленные сведения о разведке земных недр и первых разработках полезных ископаемых на территории современной Башкирии, Свердловской, Челябинской и Пермской областей.
Коллекция Михаила Дмитриевича Хмырова — своеобразная летопись края, очень нужная и интересная для следопытов.
А. НИКИТИН

Автографы героев книги
Ты сегодня,— сказал дядя Алпатову,— постриги свои лохмы и почистись немного к вечеру: у нас будет фестиваль.
— Фес-ти-валь?
— Ну да. Гости соберутся, и директор приедет. Директор — умнейший человек. Все нонче будут, и немец. Ты по-немецкому как?
— Слабо.
— Я попа позвал. По закону тоже плох?
— Плох и по закону.
— Держись поумнее. Безобразием нашим не хвались.
— Каким безобразием?
— Обыкновенным безобразием, что бога нету, что царя  не надо. Тебя с волчьим билетом выгнали. Все это, знаешь, они пьяные, наверно,  все будут ниспровергать, а ты не встревайся».
В этом отрывке из автобиографического романа М. М. Пришвина «Кащеева цепь» дана сценка, предшествующая поступлению Алпатова — Пришвина в Тюменское реальное училище. Любопытно, что все названные здесь лица, со всеми их странностями и особенностями, ярко раскрытыми в произведений, существовали, и каждый даже оставил свой автограф на одном из экземпляров книги.
Такая своеобразная коллекция автографов есть у заслуженного врача РСФСР С. Карнацевича, живущего в Тюмени. Это изданная в 1901 году книга с подписями учителей Тюменского реального училища, в котором в разные годы учились Пришвин и Карнацевич: автографы директора училища И. Словцова (его писатель в своем произведении назвал «Черномором»), законоучителя И. Лепехина — «толстый протопоп Иоанн» и других.
Давно отошли в прошлое те дни. Но целехонько здание бывшего реального училища (сейчас в нем сельскохозяйственный институт), где в конце прошлого века учился Пришвин.
Тюменцы хранят память о писателе.
Ю. РЯБОВ

Гора уходит в землю
Между старым и новым Дегтярском (Свердловская область) протянулась на два километра гора Караульная. С нее открывается сказочный вид на горные цепи Урала. В ясную погоду видны Ревда и Первоуральск.
У подножья Караульной уже полвека стоят копры шахт, в которых глубоко добывают медную и серную руду. Четверть века действует крупнейшая из них «Капитальная» № 2. Ее широкие выработки ушли вглубь до 370 метров. Они в несколько этажей в разных направлениях густо изрезали фундамент Караульной. Руду выдали на поверхность, а гора с 1953 года стала медленно опускаться в землю. Вначале она становилась ниже на 5—30 сантиметров в год, а в прошлом году ушла на 1,3 метра.
Всего Караульная опустилась за десять лет примерно на 4,5 метра. Погружение продолжается.
Г. ГРИГОРЬЕВ



Перейти к верхней панели