Весной 1912 года пермские железнодорожники выступили с протестом против расправы царских палачей над рабочими Лены. Одним из организаторов этого выступления был сын кизеловского кузнеца двадцатилетний слесарь депо станции Пермь И Михаил Николаевич Миков. Полиция установила слежку за молодым рабочим. Михаил вынужден был переехать в Москву. Здесь по поручению партийной организации он работал в профессиональном союзе металлистов, прошел замечательную школу агитатора и руководителя.
После Февральской революции Миков вернулся на Урал, принимал активное участие в борьбе за установление Советской власти в Кизеле и Соликамске, работал председателем Кизеловского Совета.
В июле 1918 года на V Всероссийском съезде Советов посланец кизеловских шахтеров Михаил Николаевич Миков вместе с другими делегатами съезда принимал первую Конституцию Советского государства, разработанную под руководством Владимира Ильича Ленина.
Прямо с заседания делегаты ушли на подавление контрреволюционного мятежа левых эсеров.
Зимой 1919 года части Красной Армии готовились к разгрому Колчака. Тогда же была сформирована Особая бригада.
…Васильев, назначенный командиром бригады, вошел в помещение штаба. Навстречу ему поднялся стройный молодой человек в красиво заломленной папахе.
— Военком Миков.
Комбриг, пожимая комиссару руку, задержал взгляд на его энергичном обветренном лице. Михаил обстоятельно доложил Васильеву о том, что сделано, рассказал о нуждах и интересах бойцов. «По всему видать, толковый у меня комиссар,— отметил про себя комбриг.— С таким работать можно».
В середине февраля Особая бригада отправилась на фронт. Бойцы любили своего комиссара, который всегда был там, где особенно трудно?
Однажды 22-му Кизеловскому и 61-му Рыбинскому полкам командование поставило задачу ударить на Залазнинский завод и село Красноглинье и выйти к реке. Предстояло преодолеть три линии вражеских окопов и водный рубеж. Миков сам повел Рыбинский полк в атаку.
Противник был разбит и бежал.
Комиссар придирчиво относился к подбору агитаторов и политработников, выдвигал на эти посты беззаветно преданных революции «Работников политотдела,— писал армии,— подбираем осторожно. Неподходящих выметаем… Агитаторов готовим самым решительным образом».
Комиссары полков в Особой бригаде утверждались только после того, как бойцы хорошо узнавали их в бою.
Как-то в бригаду пришло пополнение. Агитаторы маршевых рот, согласно установившемуся обычаю, сразу же собрались обратно.
— Это что за порядок?! — возмутился Миков.— Пойдете в бой со своими ротами. Слово большевистского агитатора не должно расходиться с делом.
Военному Совету армии полетела депеша: «Присланные вами агитаторы возвращаются обратно, что крайне нежелательно и служит разложению масс красноармейцев, каковые видят, что дорогой и в тылу агитируют, а затем уезжают от частей. Считая это явление ненормальным, взял на себя ответственность перед Реввоенсоветом — оставил их при частях бригады».
Красная Армия успешно продвигалась вперед.
Вскоре Миков, избранный в Пермский губком и ревком, был отозван из армии и направлен в Кизел.
— Невероятно трудное было время,— вспоминает Михаил Николаевич,— Шахты затоплены водой, шахтеры голодали. Стране нужен был уголь, а чтобы добыть его, надо было накормить людей. Но чем? И тут по распоряжению Владимира Ильича Ленина в Кизел пришло несколько вагонов хлеба. Целое богатство! Шахтеры, воодушевленные заботой Ильича, выдавали на-гора все больше и больше угля.
В 1920 году кизеловцы послали Михаила Николаевича на Первый Всероссийский съезд союза горнорабочих, где он был избран в Центральный Комитет союза.
В Союзе горнорабочих Миков руководил культотделом и редактировал журнал «Горнорабочий», для которого писал и рисовал В. В. Маяковский.
Сейчас член Коммунистической партии с 1911 года Михаил Николаевич Миков — пенсионер, живет в Свердловске.