Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Промприбор
Посмотрите на фотографию. Она сделана в 1932 году. Так промывали породы россыпей при разведочных или старательских работах. На чугунный грохот вашгерта, изобретенного еще в конце XVIII века, нагружались вручную металлоносные «пески». Потом они обильно смачивались водой, и двое рабочих непрерывно перемешивали их скребками Глинисто-песчано-гравийные частицы проваливались через отверстия грохота на полого наклоненный шлюз, застланный ворсистым ковриком. Здесь концентрировались благородные металлы и тяжелые минералы, а легкие смывались. Вручную, сбрасывалась с грохота в отвал галька. Процесс простой, но длинный и трудный. Кроме того, терялись большая часть тяжелых минералов и мелкие частицы благородных металлов.
Недавно геологи получили новую установку, так называемый промприбор. Он состоит из двух вращающихся дырчатых барабанов и конической чаши. Порода последовательно поступает сначала в барабанный грохот с отверстиями в восемь миллиметров. Там она обильно орошается водой, тщательно промывается. Галька автоматически удаляется. Затем порода самотеком поступает в барабан с меньшими отверстиями, а из него — в чашу, где и происходит концентрация тяжелых и ценных минералов россыпей, в том числе частиц золота, платины. Ручной труд почти совсем отсутствует.
Испытания показали, что промприбор — хороший помощник геологов.

Вездеход
Мне много пришлось бродить по Уралу за свою почти полувековую работу геологом. Неизменным спутником при этом была лошадь, делавшая переходы в несколько десятков километров.
Но лошадь хороша, когда район невелик, когда состав партий и отрядов и их грузы небольшие, когда есть подножный корм, когда без особого труда можно кормиться самим.
При нынешнем объеме разведывательных работ, как говорится, на лошадке далеко не уедешь. Поэтому у геологов появились новые помощники — самолеты, вертолеты, мотоботы, быстроходные катера, вездеходы-тягачи.
Вот на снимке один из них — тягач-вездеход АТЛ.
Эта машина может идти по любой дороге (и без нее) в любое время года со средней скоростью 20—25 километров в час, а по хорошему пути и сорок. Она способна буксировать груз до шести тонн, везти в кузове две тонны и восемь человек. Тягач-вездеход форсирует неглубокие реки и берет уклоны до 30 градусов.
В. ТРИФОНОВ, профессор Свердловского горного института

Буровой станок
Бездорожье, глухая тайга, болота… Но это было «то самое место». Еще в первый год геологи поняли: здесь должен быть медный колчедан. И, вероятно, немалые запасы. Закончена съемка, готова карта, обнаружены признаки руды. Но… нужны убедительные «факты».
Да, нужна руда, кусочки керна из глубины земли. Нужен станок, чтобы пробурить скважины. Но тащить тракторами такую махину по сплошной топи и тайге — слишком дорогое удовольствие.
И вдруг приходит радиограмма: станок высылается вертолетом. Какой? Маленький, ручной? Здесь он бесполезен.
А большой? Ни один не влезет в вертолет. Да и не всякий станок сможет здесь работать. Породы очень твердые, залегают под крутым углом.  Обычными победитовыми коронками не обойтись: нужны алмазные.
Вскоре по веревочной лестнице с вертолета уже спускали тюки весом по 80—100 килограммов. Детали станка. Значит, он сборный.
Интересная машина. Смонтировали. Снаряд уверенно шел в землю. Десять метров, двадцать… Шел под углом, пересекая породы. Станок словно отстукивал одно лишь слово: по-бе-да… по-бе-да… по-бе-да…
Такой станок — легкий, компактный, даже изящный — геологи действительно получили в подарок. Он уже прошел испытание, одобрен полевиками и запущен в серийное производство. Скоро, отправляясь в поиски, разведчики недр смогут захватить его с собой.
Называется он ЗИВ-150А, что означает «станок алмазного бурения для проходки скважин на глубину до 150 метров». Место рождения — Свердловский завод имени Воровского (ЗИВ).
Авторы его — парни 25—28 лет, молодые конструкторы. Их пятеро: Владимир Чуфаров, Анатолий Батурин, Владимир Шпак, Эдуард Дудко, Николай Ренжин и Володя Васильев. Батурин и Васильев еще учатся заочно в институте.
Созданный ими станок алмазного бурения имеет еще и другие достоинства: не надо рабочему вручную зажимать снаряд. Это делается с помощью гидравлического устройства. Да и буровому мастеру стало удобней. Регулировка скорости вращения снаряда производится поворотом рукоятки вариатора, постепенно от 200 до 800 оборотов.
Станок можно использовать и в подземных выработках, и при проведении изыскательских работ для строительства крупных сооружений.
Не только геологи и строители оценили изобретение молодых конструкторов, коллектив завода получил уже запрос на новый станок от наших венгерских друзей.



Перейти к верхней панели