Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

БУДЕТ СЛУЖИТЬ СОВЕТСКИМ ЛЮДЯМ

О «горячем океане» — неисчерпаемых запасах в земных глубинах природного тепла, которое нужно поставить на службу человеку,— я писал в номере 10-м «Уральского следопыта» за 1962 год. Тогда же, сразу, очерк был переведен на украинский язык и его опубликовал киевский журнал «Наука и життя». Кроме того, отрывки напечатали газеты «Литература и жизнь» (Москва), «Уральский рабочий» (Свердловск) и некоторые другие. Все это говорило о том значении, какое придает наша общественность быстрейшему освоению подземного тепла.
Вскоре после появления в «Уральском рабочем» статьи «Земля предлагает свое тепло» (которая, как я уже сказал, представляла «выжимку» из следопытского очерка) на очередной сессии Свердловского городского Совета депутатов трудящихся был задан вопрос руководителям горисполкома: как они относятся к этой проблеме? Ответ был довольно уклончивый, вроде того, что это сейчас неактуально, практически неосуществимо и т. д.
На Пленуме ЦК КПСС академик М. А. Лаврентьев — вице-президент Академии наук СССР и председатель ее Сибирского отделения — во всеуслышание провозгласил: есть две проблемы, решение которых особенно важно для востока страны, и первая из них — поиск и использование подземных горячих вод…
И вот мы снова сидим в рабочем кабинете Федора Алексеевича Макаренко на улице Дмитрия Ульянова (в недавнем прошлом — Первая Черемушевская) и беседуем на эту актуальную тему. Доктор геолого-минералогических наук Ф. А. Макаренко — председатель комиссии гидрогеологии и геотермии Академии наук. Мы уже толковали с ним о термальных водах около полутора лет назад. Что он скажет теперь? Как обстоит с использованием этих вод сейчас? Что сделано за истекший период?
Дела двинулись вперед! К такому выводу приходишь после первых же слов ученого.
— Что сделано? — говорит Федор Алексеевич.— Подождите, я сейчас вооружусь некоторыми материалами…
В руках у него появляется книга — монументальный труд об исследованиях подземных вод, изданный недавно Академией наук, толстая папка с решениями конференций, выкладками ученых комиссий и прочим.
— А вот, пожалуйста…
Итак, что сделано.
В марте шестьдесят третьего в Москве прошло большое совещание по изучению и использованию энергии Солнца и глубинного тепла Земли, а меньше чем через месяц — 19 апреля 1963 года — Совет Министров СССР принял постановление «О развитии работ по использованию в народном хозяйстве глубинного тепла земли», предусматривающее организацию широкой добычи и промышленного применения нового вида энергоресурсов. Обязанности «головной организации», по выражению Макаренко, возложены на Государственный производственный комитет по газовой промышленности СССР. Значительная роль отводится Госгеолкому СССР, Комитету по энергетике и электрификации СССР, Министерству сельского хозяйства СССР и Академии наук СССР.
Задачи? В первую очередь освоить тепло Земли там, где уже вскрыты термальные воды. Для этой цели на Камчатке развернулось строительство первой в Советском Союзе геотермальной электрической станции. Спроектирована вторая, большей мощности. Новосибирские ученые (молодцы сибиряки!) сконструировали машину, с помощью которой подземное тепло будет превращаться в электрическую энергию. С пуском второй геотермической станции город Петропавловск-на-Камчатке полностью освободится от завоза горючего. Экономия — 25 000 рублей (в новом масштабе цен).
Для районов отдаленных и не имеющих собственного топлива все это имеет особое значение.
Разработан план повсеместного выявления термальных ресурсов. Он уже осуществляется, «проводится», как сказал Макаренко.
В решение важной народнохозяйственной проблемы включились теплофизики, техники. Специалисты уже размышляют над тем, как зарегулировать подземный бассейн (подобно тому, как это делается на реках, на поверхности земли). Утверждают, что если геологи покажут такой зарегулированный бассейн артезианских вод (а геологи обещают это сделать), то можно в одном районе получить мощность Днепрогэса или даже до 10 000 000 киловатт.
Наконец, уже совсем потрясающая идея — «орошение вулканов»: закачивать воду в вулканы, чтоб потом она возвращалась нагретой до нужной температуры. Наиболее подходящий район для осуществления этой научной мечты опять же Камчатка, Авачинский вулкан, например.
Апрель 1964 года — еще одна веха: вновь в Москве соберутся ученые, чтобы подвести итоги и наметить дальнейшие задачи в связи с постановлением правительства.
Наши друзья — Венгрия, Болгария — тоже развивают геотермику, в первую очередь в плане удовлетворения бытовых нужд. Организация Объединенных Наций также интересуется этой проблемой, особенно важной для стран, где нет или мало топлива.
Но нам, конечно, особенно дорого, что за эту увлекательную и многообещающую проблему вплотную взялись у нас, в СССР. Жаль только, что в этом хоре плохо слышны голоса уральцев. Горногеологический институт Уральского филиала Академии наук подготовил большой обобщающий материал по горячим источникам Урала; слово — за совнархозами Уральской зоны, за инженерами и техниками.
«Горячий океан» будет служить советским людям!



Перейти к верхней панели