«Три богатыря»
В 1944 году доцент Свердловского сельскохозяйственного института Зоя Алексеевна Кольцова решила вырастить новый сорт озимой пшеницы, которая хорошо переносила бы все капризы уральской природы и давала высокие урожаи. Исходным сортом для своего будущего детища она избрала яровую пшеницу Мильтурум-321.
Засеяв опытный участок Мильтурумом-321, Зоя Алексеевна сняла с него урожай. Часть осыпавшихся из колосков зерен дали всходы. Они остались на «зимовку».
Пригрело солнце. Стаял снег. Отзвенели ручьи. Буйная весенняя зелень украсила сначала пригорки, а затем и лощины. Зоя Алексеевна с тревогой следила за тем, как пробуждаются к жизни всходы-зимовщики. А пробуждались они медленно. Из сотни растений выжили всего восемь. Потом погибло пять. Осталось три. И эти «три богатыря» осенью дали урожай семян, как говорят специалисты, «с расшатанной наследственностью». Началась кропотливая работа. Надо было «воспитать» их, побороть нежелательные свойства неженки яровой.
Зоя Алексеевна отбирала семена только самых сильных растений.
Бесснежная зима 195S года чуть не погубила многолетние труды: вымерзло почти все. Сохранилась лишь незначительная часть опытных посевов, защищенных кулисами кукурузы.
Наконец, урожайный и морозоустойчивый сорт озимой пшеницы был создан и получил название «Свердловского».
Но вывести сорт зерновых — мало. Нужно разработать его агротехнику. Раньше озимую пшеницу сеяли по черному пару, то есть по земле, вспаханной весной и’оставленной на лето без посевов. Метод был неудачным. Академик Трофим Денисович Лысенко, который постоянно интересовался работой Зои Алексеевны, посоветовал поискать что-либо новое, применительное к Уралу.
И здесь помогла кукуруза. Она оказалась лучшим предшественником. Сеять озимую пшеницу стали сразу после уборки, без вспашки, только с культивацией и боронованием почвы. Урожай кукурузы снимался неполностью, оставлялись рядки, создающий так называемые кулисы, которые хорошо задерживали снег.
Теперь колхозы и совхозы Камышловского, Талицкого, Арамильского, Белоярского и других районов Свердловской области, успешно сеют Свердловскую пшеницу. «Три богатыря», которые остались когда-то на опытном поле, дали отличное потомство. С гектара, засеянного новой озимой, сейчас убирают по 32 и больше центнеров зерна.
Порошок-волшебник
Немногие знают, что мягкие и изящные модные туфельки и обувь для детей сделаны из грубой козлиной кожи.
А знает ли кто-нибудь (кроме специалистов, конечно!), как эта грубая кожа приобретает те качества, за которые ее так ценят. Заглавную роль в этом удивительном превращении играет химический продукт — дубитель.
Процесс его изготовления сложен и долог. Не раз кожевенники обращались к ученым с просьбой:
— Создайте универсальный дубитель. Освободите нас от трудоемкой и вредной работы.
Хорошо бы получить такой дубитель, который мы могли бы разводить как краску.
И свердловские химики из лаборатории хромовых и фтористых соединений Уральского научно-исследовательского химического института — кандидат химических наук Матрона Тимофеевна Серебренникова, Инна Михайловна Пономарева, Эмма Александровна Торокина, Татьяна Хисамовна Иванова — разработали технологию непрерывного процесса получения хромового дубителя в виде порошка, хорошо растворимого в воде.
Промышленные испытания дубителя проходили на кожевенном заводе имени Коминтерна в Ленинграде. И показали они отличные результаты.
Уралгипрохим сейчас спроектировал цех порошкообразных дубителей.
Одновременно в лаборатории велась и другая работа. Матрона Тимофеевна с Эмилией Владимировной Портнягиной, Евдокией Ивановной Толстиковой и Татьяной Хисамовной Ивановой исследовали отходы горнорудной и химической. промышленности, определяли содержание в них микроэлементов — таких, ка к медь, цинк, марганец, молибден.
Выяснилось, что пиритные огарки сернокислотных заводов содержат медь, цинк; шламы от переработки молибденовых руд — молибден и медь; гранулированные шлаки медной плавки — медь, цинк; отходы обогатительных медных и молибденовых фабрик, кр оме меди и молибдена, имеют кальций, магний, кремний, полезные для удобрения почв под зерновые, бобовые и кукурузу. Причем достаточно внести их в почву раз в три года или пять лет. На это время они обогатят ее микроэлементами, нужными для питания растений.
Будут ореховые рощи
Вы увидели дом, весь увитый зеленью, встретили в лесу орешник с вкусными плодами. Хорошо?
Отлично! Правда, такого у нас пока еще нет, но будет. Непременно!
Сотрудник ботанического сада Института биологии УФАНа кандидат биологических наук Ирина Петровна Петухова ездила нынешним летом в Приморский край. Она изучала растительность, подбирала то, что можно акклиматизировать на Урале. Собран 91 образец. Среди них лианы (они со временем украсят наши дома), лещина, много аралиевых (дикий перец предполагают использовать для приготовления лекарств), актинидия (ягоды ее богаты витамином «С»), лимонник (он обладает тонизирующими свойствами) и многие другие.
Орех маньчжурский хорошо растет в наших условиях, но оболочка его плодов очень толста. Грецкий же орех с тонкой корой вымерзает. Ученые предполагают скрестить их.
Акклиматизирована каприфоль — жимолость душистая. Цветет она красиво, а красные ягоды среди зелени выглядят эффектно.
Для испытания новых растений на Урале создана цепь пунктов в Перми, Челябинске, Свердловске, Ильменском заповеднике и других городах.