Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

ШАХТНЫЕ «ЗУБОТЕХНИКИ»
Если портится зуб, врачи сверлят его и кладут в отверстие цементный раствор— пломбу. Почти так же в последнее время североуральские шахтостроители борются с подземными водами.
При проходке ствола на шахте № 9 через трещины в известняках вода хлынула в забой. Откачав ее, проходчики пробурили скважины и под большим давлением стали нагнетать в них цемент. Приток воды прекратился.
Продвигаясь вперед, шахтостроители бурили опережающие скважины и таким образом «пломбировали» известняки.
Три года назад на строительстве шахты N° 14— 14-бис в ствол тоже прорвался мощный поток воды. Насосы не справлялись с ней, и проходку приостановили. Инженеры из треста «Боксит-строй» в содружестве с учеными из Свердловского горного института разработали метод подводного бетонирования. В затопленную шахту спустили гравий, а затем, через определенное время, цементный раствор в саморазгружающихся контейнерах. В стволе образовалась огромная «пломба». Она преградила путь воде.
А. МАЛЬЦЕВ

МЕТЕОРИТ « КАРГОПОЛЬЕ»
12 марта 1961 года, в 9 часов вечера жители Курганской области наблюдали необычное явление природы.
В этот темный вечер местность вдруг осветилась ярким мерцающим светом. По небу, в направлении с юго-востока на северо-запад, летел огненно-белый шар. Размер его достигал половины диска луны.
Болид промчался над Нашинским, Каргопольским и другими районами Курганской области в течение немногих секунд и рассыпался на несколько частей.
После исчезновения болида несколько секунд на ночном небе оставался светящийся след, а через полторы-две минуты жители Каргополья, Чаши и других сел услышали звуки, похожие на раскаты грома. В Каргополье даже ощущалось сотрясение почвы.
Начались поиски «небесного гостя».
Летом 1961 года житель Каргопольского района Александр Охапкин на покосе, в неглубокой, уже заросшей травой ямке обнаружил необычный камень с оплавленной поверхностью темнобурого, почти черного, цвета. Находку перевезли в поселок и из любопытства раскололи на две части.
Метеорит весил 21,8 килограмма. На поверхности его были заметны ямки — лопнувшие пузырьки газов, выделявшихся при плавлении во время полета в атмосфере.
Летом 1963 года я обследовал, посланца космоса. Он получил имя «Каргополье».
Но тот ли это метеорит, что видели жители Курганской области в марте 1961 года?
Предварительные минералогические исследования показали, что некоторые минералы в нем, например, самородное и сернистое железо, частично перешли во вторичные — земные: от воздействия воды к воздуха. Процесс протекал десятки лет, поэтому метеорит «Каргополье» едва ли тот самый, что упал 12 марта 1961 года.
Дальнейшие исследования, которые продолжат уральские ученые, покажут состав и строение метеорита, установят, когда он прилетел к нам.
А. ЮДИН, ученый секретарь Уральской комиссии по метеоритам

РУДЫ — «ОБМАНЩИКИ»
Когда говорят о руде, у нас возникает представление о чем-то тяжелом, твердом и уж, во всяком случае, непрозрачном.
Это справедливо в отношении большинства минералов, которые носят название рудных. Их узнает даже негеолог. Но нет правил без исключений. Есть руды, совершенно «не похожие» на самих себя.
На одном из старых уральских рудников, расположенных к северу от Нижнего . Тагила, добывался медный и железный колчедан. А в породные отвалы вместе с кварцем и сланцем выбрасывали какой-то прозрачный минерал, окрашенный в светлые — желтого и красного тона — цвета. Эту примесь принимали раньше за полезой шпат.
Такая же история происходила чуть ли не ка столетие раньше в германских рудных горах.. Там этот минерал горняки назвали «обманкой». Они считали, что жила тут кончается и вместо полезного ископаемого приходится выдавать на-гора пустую породу. Но позднее оказалось, что это — первосортная руда: цинковый колчедан. Так и утвердилось за минералом сфалеритом второе название: цинковая обманка.
Она часто встречается и на рудниках Урала. Цвет ее меняется, но прозрачность сохраняется всегда.
Во время туристского похода на товарной станции нам встретился состав платформ, следующий к большому химическому комбинату. Везли полупрозрачные камни, напоминающие осколки цветного стекла. Ребята заспорили, что это такое. Оказалось, руда фосфора, хорошо известная под названием апатит, что по-гречески значит «обманщик».
Однажды в лагерь геологосъемочной партии студенты-практиканты притащили кусок гранита. Самый обыкновенный — красный, состоящий из кварца, розового полевого шпата, из слюды и черной роговой обманки. Но эта обманка еще раз «обманывает»: ее можно принять по цвету за какую-нибудь руду, хотя это всего лишь неинтересный силикат.
Молодой геолог партии осмотрел камень в лупу и, не найдя в нем никаких рудных минералов, оставил на ночь в палатке. А утром неожиданно испортился прибор, определяющий радиоактивность. Его увезли на базу чинить. Там выяснилось, что он получил сильную дозу облучения от куска гранита, в котором была примесь рудного, дорогого минерала — тория.
На следующий день старший геолог определил, что в граните есть полупрозрачный стекловидный минерал ортит. Он очень похож на полевой шпат и поэтому легко обманул своим видом.
Непохож на руду и оловянный минерал касситерит. Он тоже светло окрашен и полупрозрачен, как кварцевая галька в речном песке. Но вес у него изрядный, поэтому обмануться в наличии металла очень трудно, и вряд ли кто-нибудь захочет выбросить такую гальку в отвал.
В природе можно найти еще немало «обманщиков». Ведь минералов-то более тысячи. Кстати, половина из них встречается на Урале.
К. ФЛУГ



Перейти к верхней панели