Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

По следам "Уральского следопыта"

Снова у Кваркуша
В пятом номере «Уральского следопыта» за прошлый год писатель Виктор Петрович Астафьев рассказал о ребятах уральского села Верх-Язва, которые перегоняют летом колхозный скот на обильные горные пастбища, расположенные у Кваркуша — одной из самых больших вершин Урала. Нынче летом в этом нелегком и длинном переходе на Цепельские поляны принимали участие и мы, девочки.
Все для нас было ново и интересно. Мы даже не предполагали, что рядом с нами находятся такие красивые места.
В пути, конечно, не обошлось без приключений. Из-за трудной дороги телята быстро уставали, и нам приходилось часто делать привалы. Однажды теленок, самый слабый из всех, не смог идти дальше. Пришлось нашему учителю Серафиму Амвросиевичу оставить нас, девочек, в лесу с больным малышом — все остальные ушли вперед.
Мы оказались в тайге одни впервые, но страха почему-то не было. Подкармливая на ходу теленка ветками рябины и травой, шаг за шагом тихонько двигались дальше.
Потом ребята на лошадях приехали за нами и общими усилиями дотащили нашего малыша до стоянки.
Когда мы добрались до поляны, погода испортилась. Очень хотелось посмотреть Кваркуш, но нас окутал такой густой туман, что в двух шагах ничего не было видно, и мы чуть не заблудились. Ночью пошел снег и покрыл землю так, что исчезли и камни, и травы—только торчала ядовитая чемерица. Надо было спасать телят, добывать для них корм. У кого-то из ребят возникла идея — катать комья снега с горок, чтобы очистить хотя бы небольшую площадку. Очистили, но телята неохотно ели мерзлую траву и вскоре почти всю ее вытоптали. Стали кормить телят рябиной — вдоволь ее в лесу.
Большую помощь оказала нам экспедиция, работавшая поблизости. Геологи выделили нам из своих запасов немного овса и сухарей. Из них мы варили пойло для самых слабых телят.
Ох, как обрадовались мы, когда выглянуло солнце!
Телята спасены!
Вскоре послышался гул вертолета. Мы бегом, через кустарники и болото, ориентируясь на шум, помчались к нему. Взволнованные и запыхавшиеся выбежали на поляну. Вдоволь посмеялись, когда узнали, что вертолет прилетел оказать помощь обмороженным и больным, а таковых среди нас и не было. Посылки и продовольствие нам очень пригодились.
На следующий день ходили на Кваркуш, побывали у оленеводов, посмотрели оленей и маленьких оленят. Видели, как их арканят и как они ходят в упряжке. Показали нам национальную одежду. Особенно понравилась малица из оленьих шкур.
На Цепельских полянах мы пробыли девять дней.
В походе, кроме нас, участвовали Толя Ваньков, Сережа Гилев, Ваня Бельков, Аркадий Войнов, два Коли и Толя Собянины.
Валя Антипина, Нина Королева, Надя Пьянкова, Нина Говорливых, Люба Гилева.

Еще о пещерном жемчуге
В седьмом номере за прошлый год «Уральский следопыт» рассказал о жемчуге, который был впервые обнаружен в Кизеловской пещере, Пермской области. Находили ли его в других пещерах страны? С этим вопросом журнал обратился к читателям.
Да, находили. Например, в Башкирии, на реке Инзер, в крупной уральской пещере Кызыл-Яр. Исследовали ее свердловские спелеологи три раза. В пещере много глубоких озер.
Прошедшим летом мы видели жемчуг в одной из пещер Крыма на Караби-Яйле. Это — горизонтальная пещера с входом в виде отвесной пятнадцатиметровой шахты. Жемчуг лежал на полу небольшой и сухой ниши в маленьком гроте, примерно 60—70 горошин, диаметром 2—7 миллиметров. Московские спелеологи также обнаружили в 1961 году жемчуг в Шакуранской пещере, на реке Амткел (Кавказ).
Итак, сейчас достоверно известно, что в четырех пещерах Советского Союза (причем две из них у нас на Урале) найден жемчуг — очень редкое природное образование.
Мы, свердловские спелеологи, просим всех следопытов, краеведов, туристов о каждой такой находке сообщать по адресу: Свердловск, Пушкинская, 10.
В. ШЕПЕТОВ

Волшебный ил
Очень интересный и важный вопрос поднял «Уральский следопыт» в прошлом году в четвертом номере. Очерк «Волшебная грязь» рассказывает о сапропелях, которые необходимы сельскому хозяйству. Ценность этого озерного ила не только в том, что он служит хорошей подкормкой для животных, но и в том, что улучшает усвоение других кормов.
Сапропеля обнаружены в озерах возле Свердловска и в большинстве районов области. Но добывать их вручную трудно, так как ил находится на дне или под торфяниками.
Алапаевским производственным управлением решена задача механизированной добычи сапропеля. Специальная установка сооружена на озере Молтаево. Производительность ее около 50 тонн сапропеля в день. Совхозы — «Мироновский», «Арамашевский», «Глинский», «Покровский», имени Ленина, имени Чапаева — снабжают сапропелем свинофермы, кормят рогатый скот и даже лошадей.
Сколько его скармливают в сутки? Свиноматкам — до двух килограммов, поросятам — вволю.
Там, где в кормовой рацион животных входит сапропель, нет заболеваний анемией и особенно рахитом.
Б. ЛИСИЦКИЙ, Свердловское облсельхозуправление



Перейти к верхней панели