Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Среди десятков машин, работаюших в Коркинском угольном разрезе, Гулливером среди лилипутов выглядит стальной гигант с ажурной стрелой и маркой «УЗТМ» на борту. Это первенец Уралмашзавода, электрический шагающий экскаватор ЭШ-14/65. В 1949 году на завод приезжал известный писатель Павел Петрович Бажов. Он любовно поглаживал металл рукой, расспрашивал рабочих и инженеров о их детище, а когда услышал, что «младенец» сможет освободить от тяжелого труда десять тысяч человек, воскликнул:
— Царь-машина!..
Тринадцать лет шагает царь-машина по советской земле, оставляя на ней добрый след. В одной из книг о Волге можно прочесть:
«За девятым шлюзом канала Волго-Дон начинается водораздельный участок с наиболее глубокой на трассе канала выемкой. Она прорезала самую высокую часть водораздела. Эту выемку сделал шагающий экскаватор ЭШ-14/65».
Здесь, на Волго-Донском канале, и начинал свою трудовую жизнь стальной сын Уралмаша. В те дни, когда уралмашевцы на 122 железнодорожных платформах отправляли первенца на Волго-Дон, электрослесарь Андрей Резюков заканчивал курсы экскаваторщиков в Москве. Приехав на стройку, он не предполагал, что ему придется заново переучиваться. Да и не только Андрей оказался в таком положении. Инженер Семен Алексеевич Плеханов, молодые члены экипажа Тихон Коржев и Василий Лукьянов также имели самое смутное представление о новой машине. Даже начальник экипажа молодой инженер Анатолий Усков, два месяца работавший на сборке великана в Свердловске, не считал себя знатоком. Словом, учиться пришлось всем.
«Академия» находилась в сарайчике. Здесь уралмашевские инженеры читали членам экипажа лекции, а практика проходила прямо под открытым небом.
Волгодонцы с нетерпением ждали, когда великан зашагает. О тех незабываемых днях Семен Алексеевич Плеханов, ныне пенсионер, рассказывает:
— Зашагали не сразу. Сперва учились «ходить». От места сборки до участка, где предстояло работать, не менее километра. Шли своими «ногами». Помню, как все переволновались, когда великан застрял под высоковольтной линией, из которой ток был выключен на двадцать минут. Работали на самом трудном участке. Глубина выемки достигала двадцати трех метров, а ширина — около двухсот. За два года прорыли около пяти километров канала, вынули почти три миллиона кубометров земли.
С Волго-Дона ЭШ-14/65 отправился на Кольский полуостров. Здесь на реке Ниве, была построена ГЭС, но работала не на полную мощность: не хватало воды. Надо было углубить дно реки. Из экипажа поехали пятеро — Семен Алексеевич Плеханов, Андрей Резюков, Иван Селиверстов, Тихон Коржев и Лазарь Губенко. Остальные остались осваивать новые машины. Позднее, после окончания техникума, приехал сын Плеханова Виталий.
На Ниве пришлось работать в необычных условиях. Зимой здесь в течение двух месяцев стоит непроглядная ночь, а летом не заходит солнце. Привыкли не сразу. Но особенно много хлопот доставлял речной грунт. Стоило поднять его на поверхность, как он тут же затвердевал. Зубьев ковша хватало только на смену. Два, а то и три сварщика с трудом справлялись с наваркой.
Экипаж шагающего не уронил своей славы. Со дна Нивы было вынуто около двух миллионов кубометров грунта. Река стала полноводной, и Нивская ГЭС вздохнула полной грудью.
С доброй славой пришел ЭШ-14/65 вместе со своим боевым экипажем в Коркино. Из первых членов экипажа приехали шестеро: партгрупорг экипажа Семен Алексеевич Плеханов, помощники машиниста и электрослесари Андрей Трофимович Резюков, Иван Георгиевич Селиверстов, Тихон Власович Коржев. Лазарь Федорович Губенко и сын Плеханова Виталий.
Коллектив Коркинского разреза, где уже три года на очистных работах трудится экипаж шагающего, план восьми месяцев выполнил ко Дню шахтера, дав дополнительно 100 тысяч тонн угля. В этом немалая заслуга экипажа шагающего, борющегося за звание коллектива коммунистического труда.



Перейти к верхней панели