Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

ЗАПОЗДАВШИЕ СООБЩЕНИЯ
Записки, вложенные в бутылки, приносят порой довольно интересные известия. В 1904 году полярная экспедиция Болдвина бросила в море бутылку с призывом о помощи. Если бы моряки надеялись только на эту почту, то на их призыв откликнулись бы лишь в 1949 году, когда обнаружили бутылку. Экспедиция благополучно вернулась на родину. Сам Болдвин умер в 1933 году, так ничего и не узнав о брошенном в море сигнале бедствия.
Интересную находку обнаружила в 1856 году команда брига «Грифтен» у подножия горы Джабаль-Муса (Гибралтар). Загружая шлюпку для балласта камнями, матросы обратили внимание на обросший макушками предмет, напоминавший бочонок. Расколов его, нашли внутри кокосовый орех, залитый смолистыми веществами. Раскололи и орех, В нем пергамент. Когда прочитали надпись, то оказалось, что Христофор Колумб спешил сообщить их королевским величествам королю и королеве Испании о гибели каравеллы «Санта Мария» и об отказе в повиновении испанских кормчих на каравелле «Нинья». Послание это не попало в руки тех, кому было отправлено, так как носилось по океану и пролежало на берегу 358 лет.
Бутылки, брошенные в океан, интересны не только историкам. По их дрейфу океанологи уточняют направление и скорость течений.

ДЕРЕВЬЯ-СТАРИКИ
Старейшим деревьям земли от 2 до 6 тысяч лет. Платан (сикомора) у берегов Босфора живет уже 2 000 лет. Обхват его ствола — 47 метров.
Священное фиговое дерево, фикус, растущее на острове по реке Нербудда (Индия), состоит из 3 000 больших и 3 000 малых стволов. Это целый лес. В его тени могут отдохнуть 7 000 человек. Возраст фикуса 3 000 лет, высота 60 метров.
Еще старее африканская адансокия, растущая у берегов озера Танганьика. Обхват ее ствола 47 метров, а кроны — 145 метров. Возраст ее свыше 5 000 лет. Однако, самое древнее дерево на земле — болотный кипарис в Мексике. Ему 6 000 лет.

ПЧЕЛИНЫЙ ТАНЕЦ
Пчела-сборщица, найдя взяток, возвращается в улей, откуда к месту медосбора немедленно вылетают другие пчелы. Как же она оповещает их? Оказывается, возвратясь в улей, пчела «танцует», бежит по сотам, и ее тело описывает нечто вроде восьмерки.
Австриец Фриш выяснил, что ритм танца соответствует расстоянию до источника корма — чем он ближе, тем более возбуждена пчела, тем быстрее ритм ее танца. В то же время брюшко пчелы образует с вертикальной плоскостью угол. Одна из сторон его указывает место нахождения добычи. Таким образом, переданный сборщицей сигнал говорит о расстоянии и направлении предстоящих полетов.

И ПТИЦЫ ГОВОРЯТ
Продолжаются исследования «разговора» птиц. Некоторые из них, и особенно вороны, обладают довольно большим «словарным запасом».
Ученые записали на магнитофонную пленку эти «разговоры». И вот тут-то выяснились поразительные и забавные вещи. Оказывается, птицы разных стран «беседуют» на разных языках. Галки, вороны и чайки Нормандии отлично понимают друг друга. Хотя это птицы различных видов, все они «говорят» на «нормандском диалекте», а по-английски они не понимают. Нормандские чайки совершенно равнодушно слушают записи «разговоров» английских чаек.

КНИГА И ЕЕ 15 ТЫСЯЧ АВТОРОВ
У этой книги много авторов. Так много, что услышав, не сразу поверишь. Книгу создали 1250 экспедиционных юных следопытов Свердловской области.
Свыше 15 тысяч ребят два года подряд собирали материалы о своих родных краях — о городе, поселке, районе, в котором они живут. Юные краеведы в поисках нужных сведений рылись э архивах и библиотеках, вдоль и поперек исходили свой район, обследовали его памятные и чем-то примечательные места и подробно описали их, встречались со старожилами, собирали документы и реликвии далекого прошлого и нашего быстробегущего сегодня.
Областной штаб, созданный при Областной детской экскурсионно-туристской станции, руководил этой сложной, поистине массовой работой. При участии ученых и краеведов собранные материалы здесь систематизировались, обрабатывались и редактировались.
В 1961 году по этим материалам Областная станция выпустила книгу «По Свердловской области». Это был как бы рекомендательный перечень интересных в экскурсионном отношении объектов.
А в прошлом году появилась и эта солидная по объему книга. Ее назвали «Свердловская область». Она с полным правом может считаться «материалами к историко-географическому словарю». Здесь каждый район и каждый более или менее крупный пункт области получил свое отражение: описана география и природа этих мест, их прошлое и современное состояние  промышленность, сельское хозяйство, культура, памятники истории и другие примечательные объекты.
Можно без всякой натяжки сказать, что ребята создали замечательную книгу о своем родном крае. Важную и очень нужную.
Когда-то лет 80 назад выдающийся краевед Урала горный чиновкник Н. К. Чупин начал такую же работу, сознавая ее большое значение для края. Его «Географический словарь Пермской губернии» стал выдающимся для своего времени трудом, пожалуй впервые ознакомившим с Уралом всех тех, кто любит свой край. Краевед-одиночка в условиях полного невнимания «властей» к его благородной работе так и не смог закончить ее. Много лет продолжал эту работу Свердловский краевед А. А. Анфиногенов, но также не довел до конца. Тысячи юных краеведов наших дней как бы подхватили эстафету и понесли ее дальше.
Пусть не все еще полноценно в этой книге — многое упущено, о многом сказано лишь скороговоркой, в одних случаях история преобладает над современными материалами, в других наоборот. Важно другое — положено солидное начало большой и серьезной работе. И, надо думать, что она будет продолжена. Можеть быть, в скором времени мы увидим и второй и третий и четвертый тома этого примечательного труда.
А пока… Пока с гордостью возьмут в руки ребята-свердловчане эту свою книгу и. любовно погладив, подумают про себя:
— Вот что, оказывается, можем сделать мы, юные следопыты!
А. Походов



Перейти к верхней панели