Авторы этих песен - уральцы
В своих «Записках» декабрист А. Е. Розен вспоминал, что в 1826 году в Петропавловской крепости он услышал, как под окном камеры часовой тихонько пел:
Среди долины ровный,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах…
Розен удивился: ему было известно, что слова песни «Среди долины ровный», сочиненной профессором Московского университета А. Ф. Мерзляковым, в то время нигде еще не публиковались. Да и написал-то Мерзляков песню совершенно случайно: пожаловался однажды приятелям на одиночество, на грустное настроение и тут же мелом на ломберном столике набросал несколько куплетов. Приятелям понравилось написанное, они принесли автору перо, бумагу и заставили продолжить текст до конца.
Каким-то образом слова этого произведения, положенные на музыку безымянным композитором, попали в народную среду и стали довольно скоро популярной песней. В. Г. Белинский позднее писал, что у Мерзлякова можно было услышать «русскую грусть-тоску, русское горевание, от которого щемит сердце и захватывает дух». Видимо, эту «грусть» и почувствовал солдат, охранявший Розена. Поэтому он и напевал под окном арестованного декабриста «щемящую сердце» и передающую его настроение песню.
Конечно, солдат не знал, кто автор слов песни. Пожалуй, и в наше время не каждый назовет его. Но полюбившаяся песня и без имени автора поется народом уже второе столетие.
А сколько еще авторов без имени продолжают жить в своих произведениях, ставших народными песнями? «И не лучше ли для поэта,— говорил Александр Блок, — такая память, чем том критических статей и мраморный памятник?»
Среди этих авторов есть и уральцы: и самый старший среди них А. Ф. Мерзляков (1778—1830), уроженец села Далматова, Пермской губернии, выпускник Пермского училища.
Родился на Урале и провел там свое детство знаменитый писатель прошлого века С. Т. Аксаков. В молодости на страницах журнала «Вестник Европы» он поместил стихотворение «Уральский казак» («Настала священная брань на врагов»). Несмотря на то, что впоследствии сам автор считал его «слабым и бледным подражанием «Черной шали» Пушкина», оно за короткий срок, в несколько переработанном виде, сделалось популярной народной песней.
Одним из самых ближайших сподвижников Н. Г. Чернышевского был оренбуржец М. Л. Михайлов, умерший в 1856 году в Сибири на каторге. Стихотворение его
Смело, друзья! Не теряйте
Бодрость в неравном бою…
стало любимой песней революционной молодежи семидесятых годов и даже называлась иногда «Народовольческим маршем».
В годы гражданской войны большое распространение получила «Песня Коммуны», написанная поэтом Василием Князевым. Ее пели на демонстрациях, на митингах, в походах. Князев родился в 1887 году в Тюмени, учился в Екатеринбургской гимназии, свое первое стихотворение напечатал в начале 1905 года. Но настоящим пролетарским поэтом, «пролетарским Беранже» он стал только после Октябрьской революции.
Н. К. Крупская, вспоминая о том, что она читала В. И. Ленину в последние месяцы его жизни, писала:
«Читаешь ему, бывало, стихи, а он смотрит задумчиво в окно на заходящее солнце. Помню стихи, кончающиеся словами: «Никогда, никогда коммунары не будут рабами».
Читаешь, точно клятву Ильичу повторяешь,— никогда, никогда не отдадим ни одного завоевания революции».
Строки, приведенные Крупской, принадлежали Василию Князеву. Они были своеобразным рефреном в «Песне Коммуны».
Долгое время автором текста знаменитой песни дальневосточных партизан «По долинам и по взгорьям» считался поэт С. Алымов, а имя настоящего ее создателя было забыто. Оказалось, что это уфимец Петр Парфенов. В 1914 году он перебрался на Дальний Восток, после Октября принимал активное участие в борьбе с белогвардейцами и иностранными интервентами. В то время он и сочинил «Партизанский гимн», включенный в 1929 году Алымовым в свой литературно-музыкальный монтаж «Особая Дальневосточная армия». Видимо, поэтому авторство «По долинам и по взгорьям» и стало приписываться Алымову.
Среди последних советских песен, особенно полюбившихся народу и ставших истинно народными, есть две уральские. Написаны они свердловским композитором Евгением Родыгиным на текст поэта-свердловчанина Михаила Пилипенко и на текст участницы самодеятельности Нины Солохиной. Песни эти также знают и поют далеко за пределами нашей страны. Называются они «Уральская рябинушка» и «Едут новоселы».