У наших соседей
КОМИ АССР
Капрон-соперник металла
На Ухтинском механическом заводе появился новый цех — капроновый. Все оборудование в нем до последней детали спроектировано и сделано местными конструкторами, инженерами и рабочими.
История создания цеха — история поисков, разочарований, побед. Как-то в одном из журналов появилась статья, в которой рассказывалось о замене металлических деталей машин капроновыми. Это заинтересовало коллектив. Но где взять нужный станок? Спустя несколько месяцев конструктор Федор Иванович Горелик представил чертежи шприц-пресса. За первым вариантом появился второй, третий, четвертый…
Изготовили станок. Но детали, обработанные на нем, получались шероховатыми. В чем дело? Ошибка таилась в сырье — бракованных чулках. В них была посторонняя примесь — жир, он-то и создавал шероховатость. Чулки стали кипятить. Изъяны исчезли.
Детали из капрона Ухтинский завод сейчас изготовляет для тракторов, кислородных редукторов и других механизмов.
Радость жизни
Началось это увлечение давно, лет двадцать назад. Недалеко от Троицко-Печорской средней школы находилась братская могила тех, кто отдал свою жизнь за становление Советской власти на Печоре. На школьном собрании привести в порядок могилу героев и взять над ней шефство поручили классу Елизаветы Ивановны Поповой.
Нелегкое это было дело. Но Елизавета Ивановна не отступала. Каждое выращенное на Севере семечко она по праву считала своей большой победой. Упорно, с любовью приходилось выхаживать, отбирать и выводить семена морозоустойчивых сортов. И когда на могиле героев запестрели темно-голубые, розовые, желтые соцветья, Елизавета Ивановна поняла, что по-настоящему увлеклась цветоводством.
С тех пор она выращивала новые и новые растения. Приусадебный участок постепенно превратился в лабораторию-питомник. Елизавета Ивановна видела, сколько радости приносят цветы людям. За рассадой и семенами к ней шли односельчане, нефтяники Нижней и Верхней Омры.
Все больше появлялось в саду учительницы редких, невиданных в этих краях цветов. Летом 1962 года в саду впервые распустилась гостья из далекой Африки — сальвия.
Сейчас заслуженная учительница Коми АССР Е. И. Попова на пенсии. Но любимое дело она не бросила. Елизавета Ивановна мечтает превратить свое село в село-сад, чтобы было много скверов, много зелени, много цветов.
Подвиг стрелочника
Случилось это зимой. Юркий маневровый паровозик разводил по путям вагоны. Машинист озабоченно вглядывался в сплошную снежную пелену, бушующую за смотровым стеклом.
А метель, казалось, смеялась ему прямо в лицо. И не увидел машинист, как от хвоста состава отцепилось несколько вагонов. Набирая скорость, они покатились к главному пути…
В это время стрелочник Михаил Максимович Белобородов обходил свой участок. Трудно было разглядеть стальные пути в снежном вихре. И вдруг он сначала услышал, потом увидел вагоны! Паровоза не было. Набирая и набирая скорость, вагоны стремительно неслись туда, где вот-вот должен пройти товарный состав. Значит… Схватив тормозной башмак, Белобородов бросился под колеса вагонов. Что-то тяжелое ударило его по голове. Падая, он чувствовал, как кровь заливает лицо, глаза…
Превозмогая боль, человек ринулся к последнему вагону. Башмак лег на рельсы. Заскрежетав, «беглецы» остановились.
Сам Михаил Максимович никогда не вспоминает про этот случай, но его хорошо помнят друзья-железнодорожники, со многими из которых Белобородов проработал более тридцати лет. И еще об этом подвиге напоминает отважному человеку Почетная грамота Президиума Верховного Совета Коми АССР.
Двадцать лет за пять минут
Это не фантастическая машина времени. Но с ее помощью можно заглянуть вперед на десятки лет.
Называется она гидравлический интегратор и находится в одной из лабораторий Воркутинского Института мерзлотоведения. В условиях Крайнего Севера, где всюду залегают мерзлые породы, бывает, что здание через несколько лет начинает оседать, крениться, или в самой середине его появляется трещина. Вот тут-то и помогает гидравлический интегратор.
Допустим, необходимо узнать, что будет с грунтом в районе нескольких жилых домов через пять, лет. Произойдет ли протаивание и на какую глубину. На машине устанавливают исходные данные о состоянии грунтов, и через две-три минуты на графиках получается полная картина изменения свойств мерзлых пород. Можно точно определить, что будет с грунтом за 10, 20, 30 лет. Точность расчета нисколько не меняется.
Машина времени, впервые сконструированная в Советском Союзе, заглядывает в будущее.