В прошлом году студенту-комсомольцу Льву Сорокину предстояло разработать и защитить дипломный проект. Он решил посвятить его новому, крупнейшему в Союзе месторождению железных руд. Нужно было рассчитать и выбрать рациональную глубину Сарбайского карьера и подыскать удобный вид транспорта при отработке глубоких горизонтов
Соколовско-Сарбайский горнообогатительный комбинат — один из крупнейших не только в стране, но и в мире. Добыча руды здесь производится наиболее прогрессивным— открытым способом. Несмотря на то, что тут сосредоточены самые современные машины и оборудование — экскаваторы, мощные электровозы, стотонные думпкары, еще не решены многие технические проблемы освоения этого богатейшего месторождения. Студент Сорокин под руководством доцента Владимира Степановича Хохрякова установил экономически выгодную глубину отработки Сарбайского месторождения: 900— 1000 метров, а не 500—600 метров, как это было задано техническим проектом.
Институт Сорокин окончил с отличием и теперь продолжает научную работу по Сарбайскому месторождению при кафедре горного института.
— Мало определить глубину карьера, необходимо показать, как экономично развивать горные породы,— рассказывает молодой специалист.— Мы предложили новый метод, внедрение которого позволит сэкономить большие государственные средства.
Работа Сорокина, начатая еще на студенческой скамье, напечатана в сборнике научных трудов института.
Е. ОСИНКИНА
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА НАГРАДИЛА ЗНАЧКОМ ЕЩЕ ОДНУ ГРУППУ АКТИВИСТОВ «УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА»:
Архангельского Константина Николаевича, капитан-лейтенанта; Азарха Михаила Авраамовича, мастера спорта СССР, инженера московского завода «Динамо»; Вахрушева Георгия Васильевича, заслуженного деятеля наук БАССР, профессора, доктора геолого-минералогических наук; Водопьянова Михаила Васильевича, Героя Советского Союза, генерал-майора; Городилова Владимира Александровича, майора; Жарова Александра Алексеевича, поэта; Петряева Евгения Дмитриевича, писателя, кандидата медицинских наук; Рябова Алексея Терентьевича, генерал-майора; Рязанова Павла Николаевича, майора; Тумбасова Анатолия Николаевича, художника; Щербакова Дмитрия Ивановича, действительного члена Академии наук СССР; Багреева Евгения Яковлевича, Данилову Агнию Ивановну, Павлова Павла Николаевича — старейших преподавателей факультета журналистики Уральского госуниверситета имени М. Горького, Чиркова Бориса Петровича, народного артиста СССР.
РАССКАЗ СТАРОГО МИКРОБА
Старые микробы вообще-то не так уж разговорчивы. Еще бы! Лежали они в земле сотни миллионов лет, и никто на них внимания не обращал. Даже сейчас палеонтологи выкапывают чудовищ-динозэвроз, разные ракушки, отпечатки растений, чтобы определять возраст пород, а на них, микробов, и не смотрят. Поневоле станешь неразговорчивым. Но с Надеждой Петровной Малаховой, доктором геолого-минералогических наук, у них особые отношения: это она первая бережно извлекла их на свет, положила под микроскоп и начала беседу. Конечно, разговорились они не сразу, но в конце концов, после десятилетнего знакомства, не выдержали. Ведь по ее просьбе было сделано тысяча триста тончайших шлифов только из двух точек Азов-горы.
Вот о чем рассказали они Надежде Петровне.
«Вы, геологи, думаете, что мы жили в вулканических породах зеленокаменной толщи! А интересно, как бы мы туда попали? Там ведь слишком жарко для нас. Нет, жили мы гораздо позже, в пермский период, в то самое время, когда по всей Земле образовались месторождения меди. Мы совсем не такие старые: наш возраст — около двухсот миллионов лет. А знаете пи вы, например, что под нами лежат более старые породы, в которых много нефти? Она может быть по всему Уралу, даже где-нибудь около Свердловска или Нижнего Тагила. Почему ее не нашли? Так ведь и не искали, считали, что ее там просто нет».
Старый микроб говорил, и ему молчаливо поддакивали его собратья из Гая и других мест Южного Урала.
Не все еще верят их рассказам. Не так легко отказаться от привычных взглядов, привычного цвета геологической карты. Будет много споров, но в спорах рождается истина. Во всяком случае, микропалеонтологические методы исследования, которые применила Н. П. Малахова и другие сотрудники Горногеологического института УФАНа, уже сейчас заставляют омолодить возраст многих пород Урала на двести миллионов лет, открывают богатейшие возможности поисков меди и нефти. Новейшие открытия позволяют увеличить подземные богатства края в несколько раз! В этом старый микроб не ошибся.
В. КОЛОСНИЦЫН