Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Значки рассказывают

Филателисты с нетерпением ждут выхода новой почтовой марки. Нумизматы коллекционируют монеты, филуменисты — спичечные этикетки, филокартисты — почтовые открытки. Есть собиратели книг, художественных картин, фарфора.
Чего только не собирают коллекционеры!
Попадаются чудаки, собирающие пуговицы, самовары, жетоны собачьих выставок, дверные замки, курительные трубки… В Москве живет старичок, в коллекции которого 25 тысяч пряников.
Несколько лет назад появилась новая отрасль коллекционирования —- значки. Серьезным толчком к этому увлечению послужили фестивали и олимпийские игры.
На Шестом фестивале молодежи и студентов в Москве прославился один шотландец. Вся шляпа, куртка и даже брюки его были сплошь унизаны значками.
К этому времени относится начало и моей коллекции.
Сейчас у меня более 1200 туристских и альпинистских значков, брелоков, набивок на альпенштоки, нарукавных эмблем и вымпелов. Каждый из них связан с какой-нибудь историей, напоминает страницы прошлого, знакомит с интересными людьми и их судьбами.

Турист № 1
С первым советским туристским значком у меня связаны воспоминания о «туристе № 1».
Жители одной из московских улиц привыкли видеть каждую субботу седого, розовощекого человека с рюкзаком за плечами. Его не смущают время года и плохая погода. Летом в распахнутой на груди ковбойке, зимой в удобном штормовом костюме спешит он за город, к природе, посвятить свой досуг любимому спорту — туризму.
А ведь широкоплечему, крепкому, энергичному, с живыми пытливыми глазами человеку — Николаю Михайловичу Губанову — недавно исполнилось восемьдесят лет.
Многое повидал за свою долгую жизнь этот неугомонный турист, исходивший вдоль и поперек нашу страну. Его память хранит немало разных путевых встреч и приключений, но с особой теплотой он вспоминает начало своей следо- пытской тропы, слет на Боровском кургане.
…Было это давно, в конце прошлого века. В приволжском селе жил и трудился учитель Михаил Никанорович Губанов, страстный почитатель книг. Любил читать и его сын Николай. Романы Майн-Рида и Купера, приключения героез Жюля Верна и особенно рассказы Максима Горького о «хождении по людям» и его путешествиях по Волге, Крыму, Кавказу.
В один прекрасный день любознательный мальчуган вместе со своим другом сбежал из дому. Первое путешествие окончилось неудачей — в пути «туристов» перехватила полиция и отправила домой.
Прошло несколько лет. В учительской семинарии в Костроме Николай впервые смог по- настоящему заняться туризмом. Все свободное время он проводил в лесах, на реке, совершал многодневные велосипедные прогулки.
После революции 1905—1907 гг. для Николая Михайловича начались путешествия иного рода. За активную революционную деятельность его сослали в Сольвычегодск. По дороге туда он бежал, вернулся в Москву и потучил от Комитета большевиков ответственное поручение посетить места ссылки и выяснить у политических заключенных, какая помощь им нужна.
И вот снова ведут вдаль проселочные дороги, извилистые лесные тропинки. Задушевные разговоры, множество поручений, встречи с нужными людьми, и опять дорога…
Николай Губанов со своими товарищами организовал первые туристские поездки учителей по России. Царским жандармам это показалось подозрительным. Николая и нескольких активных организаторов туризма сослали в Сибирь.
Не одно поколение туристов обучил и воспитал Николай Михайлович Губанов. Свое увлечение он сумел перенести и на членов семьи. Жена не один год путешествует вместе с мужем. Каждый год проводит отпуск в горах его сын, чемпион по скалолазанию, с женой — альпинисткой и горнолыжницей. Даже маленькая внучка, «Марина Юрьевна», как величает ее дед, к восьми годам совершила восемь путешествий.
…Осень 1939 года. На Боровской Курган, у места впадения Пахры в Москва-реку, собрались на традиционный слет более тысячи спортсменов.
На слете наиболее заслуженные туристы были награждены первым советским спортивным значком — «Турист СССР». Среди них географ Вадим Буханевич, который во время туристских походов открыл ценное сырье для каучуковой промышленности — кок-сагыз; консультант по туризму Анна Нестеровна Киселева; неутомимые пропагандисты и организаторы путешествий Николай Николаевич Аделунг, Ольга Алексеевна Архангельская и другие, всего 30 человек. И, конечно, «турист Xs 1» — Николай Михайлович Губанов.
Это ему посвятил свое стихотворение поэт-турист В. Котов:
Кто не знает у нас Губанова
И седого, как лунь, и румяного,
Закаленного, опаленного,
В жизнь не просто, а с толком влюбленного,
Сотни, тысячи верст исходившего.
Многих столькому научившего,

И живущего век без усталости,
Без отсталости и без старости.

Звонкая история
По значкам можно, оказывается, проследить историю русского туризма. Звонкая история!
Однажды, просматривая научные географические журналы начала века, я узнал, что в 1900 году было создано Русское Горное общество. В число учредителей его вошли всемирно известные ученые-путешественники: Д. Н Анучин, И. В. Мушкетов, В. И. Вернадский, П. Г1. Семе- нов-Тян-Шанский, Б. А. Федченко. В дальнейшем их состав пополнился: писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. А. [Пуровский. Общество издавало ежегодник, рекомендовало проводников, построило на Кавказе так называемую Ермоловскую хижину, которая была в те времена в России единственным приютом для туристов. Значит, Горное общество можно считать и первым туристским обществом в России.
Членом Владикавказского отделения Русского горного общества состоял и Сергей Миронович Киров. Он был участником и руководителем туристских походов в горы, совершал восхождения на Эльбрус и Казбек. При восхождении на Казбек в 1910 году С. М. Киров посетил Ермоловскую хижину. Вот что он писал об этом событии в местной газете «Терек»:
«Я был в Ермоловской хижине… Зайдя в это прославленное убежище, я ужаснулся: оно было в таком состоянии, что могло служить чем угодно, только не местом ночлега: сыро,- холодно, нет ни пола, ни крыши, ни окна».
О восхождении С. М. Кирова на Казбек мне напоминает значок, выпущенный туристским клубом города Кирова. Массовое восхождение лучших туристов и альпинистов города было совершено на эту высочайшую вершину Кавказа в 1960 году, полвека спустя после того, как там побывал знаменитый земляк кировчан.
Русское горное общество ввело специальный знак для своих членов и проводников. Разыскивал я его очень долго. И вот, наконец, он стал достоянием моей коллекции. С виду значок совсем невзрачный — небольшой жестяной овал, символично увитый альпинистской веревкой, посредине вытеснен профиль двуглавого Эльбруса, внизу — два эдельвейса
Коллекционер, обменявший со мной значок, посоветовал найти старого краеведа Александра Александровича Коленкина.
Александр Александрович оказался очень жизнерадостным и на редкость занятым человеком. Несмотря на свои 65 лет, он до сих пор не преподает краеведение в педагогическом институте, руководит туристской секцией Московского дома учителя. Как и все краеведы, очень любит свой край, хорошо знает его. Беседовали мы с ним до позднего вечера.
Оказалось, что первой туристской организацией в России было вовсе не Горное общество, а основанный в 1895 году, на пять лет раньше его, Туринг-клуб, или Русское общество туристов (сокращенно РОТ).
А. А. Коленкин состоял членом РОТа с 1908 года — еще с гимназических лет, а будучи студентом, стал даже членом правления общества.
Членами РОТа были врачи, учителя, агрономы. Общество устраивало поездки по среднерусской полосе, Крыму и Кавказу, а также сравнительно дешевые путешествия за границу. Есть сведения, что, пользуясь поездками за границу, туристы привозили иногда революционную литературу и распространяли ее в России.
Общество существовало и после Октябрьской революции, но недолго. Значка у него, к сожалению, не было.
А вот этот бронзовый четырехугольник с надписью «СТ» (Советский Турист) и ленточкой к нему — значок общества Советский Турист, созданного в 1920-е годы.
Следующий значок — следующая страница истории советского туризма. В 1927 году вместо РОТа и Советского Туриста родилось новое общество — ОПТ (Общество Пролетарского Туризма), впоследствии переименованное в ОПТЭ (Общество Пролетарского Туризма и Экскурсий). ОПТЭ издавало журналы «На суше и на море», «Турист-активист», выпускало газету и множество брошюр по туризму и альпинизму, видовые открытки и т. п. В Москве успешно готовил кадры вечерний туристский техникум. В 1913 году в рядах ОПТЭ насчитывалось полмиллиона членов. И почти все они носили свой туристский значок — один из самых распространенных в мире.

Клубы путешественников
«Нас трое. Имеются две палатки и байдарка, но не хватает гитары и попутчиков. Предлагаем маршрут по Приполярному Уралу. Звоните по телефону…»
Или: «Присоединяюсь к походу по Кавказу в июле-августе. Мне 23 года, рост 186 см, путешествую уже четыре года».
Эти и десятки подобных объявлений можно прочесть на справочном стенде в Московском клубе туристов.
Клуб — главный штаб путешественников столицы, Основанный 12 лет назад, он стал одним из самых популярных среди молодежи.
Вечером в клубе, как всегда, многолюдно. Для того чтобы подготовить сложный многодневный поход, нужно заранее детально изучить маршрут, подогнать и тщательно продумать снаряжение. К услугам туристов всегда опытные консультанты: сотрудники Института географии Академии наук А. О. Кеммерих, географ Ю. Штюр- мер, мастера спорта Б. Мясоедов, Т. Пахомова и другие.
В клубе прекрасная библиотека, основанная в 1902 году. На полках стоят общегеографические описания, отчеты экспедиций, журналы и газеты, карты, около тысячи рукописных туристских отчетов с фотографиями. Нередко в этих отчетах описываются такие глухие уголки нашей обширной страны, о которых не прочтешь ни в одной книжке.
В клубе работают секции: кинолюбителей и фото, горно-таежная, авто-мото, водная, спелеологов. Интересы у секций самые разнообразные. Горняки и таежники заинтересованы в облегчении веса рюкзаков, кинолюбители изучают новые образцы аппаратуры. Водники собрались, чтобы послушать рассказ мастера спорта Е. А. Косырева о тактике прохождения порогов на горных реках, поспорить с конструктором облегченной байдарки И. Ромашковым о ее преимуществах и недостатках, научиться вязать плоты (пока теоретически) у Ю. Пржиемского.
О работе клуба лучше всего рассказывает календарный план.
Чего тут только нет!
Доклады об археологических раскопках в Московском Кремле, о путешествиях по Кавказу, Камчатке, в сердце восточной сибирской тайги, к месту падения тунгусского метеорита; выставка походного снаряжения, проводимая торговой палатой; экскурсии в Ленинград, Ригу, Киев и другие города автобусами и самолетами; вечер отдыха и песни и т. п.
Таких клубов в 1960 году насчитывалось около четырехсот. Многие из них имеют свои значки.
Красивый и оригинальный значок у туристов Риги. На фоне гор бегут смешные человечки, внизу надпись: ТАК — Туристско-альпинистский клуб «РИГА».
Интересен значок с белой палаткой на фоне леса и с буквой «С» — туристского клуба Свердловска.
Есть значки у клубов Киргизии, Казахстана, Эстонии, Башкирии, города Кирова. Совсем недавно появился значок молодого туристского клуба города Перми.

Со всех концов России
Август 1960 года. Вместе с группой заводских спортсменов я путешествую по Южному Уралу. Наш маршрут проходит от города Миасса через Ильменский заповедник и озеро Тургояк к горе Ицил, к городу Златоусту, а затем на юг, к конечной цели похода — городу Белорецку, где назначен Второй Всероссийский слет туристов. По пути совершаем восхождение на семь вершин, среди которых красавица Иремель и самая высокая точка Южного Урала гора Яман-тау.
Как ручейки, сливающиеся в полноводную реку, к месту слета стекались туристы из разных городов Советского Союза. Спартаковцы Башкирии проплыли под парусом на шлюпках от Уфы до Волгограда, ленинградцы путешествовали по Приполярному Уралу, нижнетагильцы приехали на слет на велосипедах.
Место слета — Арский Камень, у впадения реки Бугонак в Белую.
Собралось более 1200 человек, представители 42-х городов — от Магадана до Риги, от Архангельса до Ростова-на-Дону.
Надолго останется слет в памяти у всех, кто был его участником! Часто вспоминаю о нем и я, рассматривая маленький синий значок с палаткой и надписью: «РСФСР, слет туристов, 1960 год».
В моей коллекции есть и другие значки, напоминающие об интересных соревнованиях, фестивалях, слетах. Вот пятицветная ромашка с палаткой в середине — это значок Первого Международного слета туристов на озере Селигере 1957 году. Я был его участником. Значок с изображением барельефа В. И. Ленина создан в память 7-го слета пионеров-туристов в г. Ульяновске в честь 90-летия со дня рождения вождя. Значок с картой Латвии и цифрой 75 — за первые весенние километры и т. д.

Железные туристы из МИСИ
А вот еще значок, изготовленный вручную и раскрашенный тушью — силуэт туриста на фоне деревьев. Чтобы тушь не стиралась, небольшой латунный овал заклеен целлофаном.
Это значок туристов Московского строительного института, сокращенно МИСИ. У них есть не только значок, но и своя песня:
По полям, лесам
И отрогам каменистым,
Вдали от Подмосковья и вблизи,
Посмотри-ка, друг,
Ходят с песнями туристы,
Железные туристы из МИСИ.
Почему эти туристы называют себя «железными»? Оказывается, потому, что из-за продолжительной летней практики они имеют возможность путешествовать позже других групп, попадают в раннюю таежную зиму, мерзнут, мокнут, страдают, но все-таки опять на следующий год идут в походы.
Туристская секция МИСИ пользуется в столице заслуженным уважением. Горный Алтай, живописное Закарпатье, снежную Архангельскую область и веселую Чусовую, суровую Дену и родное Подмосковье, — чего только не видели «мисийцы». Одной из самых памятных экспедиций было путешествие в горы Памира, на Сарез- ское озеро для исследования Усойского завала — гигантской естественной плотины высотой в 800 метров.
Секция начала свою деятельность в 1949 году, когда на первый курс пришли учиться Гарик Гуглий, Георгий Карга- нов, Лев Кан, мечтавшие летом поехать на Кавказ на велосипедах. Они быстро организовали вокруг себя актив, и начались походы выходного дня, слеты, соревнования.
В однодневном походе с ночлегом можно сделать многое. Можно встать раньше всех и развесить по деревьям заранее нарисованные дружеские шаржи и прицепить к елке привезенную из Москвы гроздь бананов. Можно гонять в футбол, разводить костер, изучать топографию.
Жизнь секции не затихает и в дни учебы. Пишутся отчеты о пройденных путешествиях, разрабатываются новые маршруты, оформляются фотостенды, проводятся собрания.
Хорошая традиция МИСИ — ежегодные туристские вечера. Много выдумки и изобретательности вкладывают в их подготовку студенты-художники, поэты, музыканты и артисты.
На одном из вечеров зал был украшен иллюстрациями к туристским песням, на другом превратился в музей истории туризма, на третьем вечере музей реорганизовали во ВНИИТУП
(Всесоюзный научно-исследовательский институт туристских проблем).
Еще одна славная традиция МИСИ — прощание с туристами, окончившими институт. На память им вручаются подарки. Подарком может быть и альбом походных фотографий, и глобус, и стихи, и даже игрушечный медведь с рюкзаком.
В МИСИ вышел первый в Москве сборник туристских песен.
Туристов института объединяет настоящая дружба. Это они первыми поехали осваивать
целину, создали филиал своей туристской секции в Братске. Было время, когда туризмом занимался весь комсомольский актив во главе с секретарем комитета Алексеем Тереховым.
С рюкзаками и песней
Шагаем по планете,
О нас любого встречного спроси:
— Расскажи-ка, друг,
Кто дружнее всех на свете,
Ответит он: туристы из МИСИ!



Перейти к верхней панели