Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Здесь не было боев. Но этот город — поле мирного сражения, сражения за «железную целину».
Здесь была только степь, бескрайняя, бурьяном заросшая степь… А вырос гигант-комбинат— Соколовско-Сарбайский горнообогатительный. И рядом с ним город романтиков, город юности — Рудный. С ним встречался и наш читатель — в очерке «Светлый обелиск» М. Златогорова.
Приятно пройтись по улицам растущего, устремленного вперед города. Вот о чем говорят плакаты на улицах Рудного: «Наш город борется за звание города коммунистического труда и быта!»
Взгляните на снимок справа — такой вид имеет большинство улиц Рудного. Перед нами как раз тот сквер, о котором говорилось в очерке «Светлый обелиск». На этой гранитной плите высечены слова: «Здесь будет сооружен обелиск в честь инициаторов коммунистического движения. Рудный. Июль 1960 года».
Инициаторы коммунистического движения! Одним из первых рудненцы назовут Героя Социалистического Труда, делегата XXII съезда партии Леонида Федоровича Петрова, возглавляющего бригаду экскаваторщиков. Экипаж Петрова первым на комбинате снял и погрузил за год свыше миллиона кубометров пустой породы, так называемой «вскрыши». А нынче «миллионеров»-, бригад уже более двадцати!
На вскрышных работах, на добыче руды, на других участках строительства комбината используется могучая техника. Было время — не хватало буровых станков, автомашин, экскаваторов. А ныне — свыше Ста экскаваторов имеет комбинат. Среди них горделиво «шагают» знаменитые уралмашевцы: четырнадцатикубовый и пятнадцатикубовый.
Среди штурмующих недра земли много молодежи, комсомольцев. Об одном из них, Петре Печерном, рассказывают любопытную историю. Точнее, это история не Петра Печерного, а всей его семьи.
Вернулся Петр из армии. И недельки не пожил дома, а уже вещи собирает.
Мать спрашивает: «Куда же ты, сынок?» А он в ответ: «Мама, не серчай; на печи сидеть мне время еще не подошло. На новостройку еду. Железную руду добывать».
В автотракторной колонне обрадовались водителю. Стройка ждет материалов, а шоферов не хватает.
Снежные бураны заносили дороги. Сейчас это странным кажется — нынче за 45 минут автобус или такси доставляют вас из Кустаная до Рудного по отличному асфальтированному шоссе. А тогда это расстояние порой еле преодолевали за двое-трое суток.
Три месяца спустя приехал отец навестить сына.
— Посмотрим, что вы тут делаете, — заявил Фома Парфенович. Неделю ходил по стройке, высматривал. Потом уехал домой, в Челябинск. А через месяц в молодой город потянулись один за другим Печерные. Видно, приглянулись Фоме Парфеновичу город и стройка, коль привез он с собой в Рудный и жену, и младшего сына Виктора, и дочь Любовь, и затя. Потом «не выдержал» и средний сын Николай. Много было радостяого смеха в семье Печерных, когда узнали о приезде на комбинат… трех младших братьев Фомы Парфеновича. Скромные у них профессии — снабженец, бухгалтер, шофер, — а «нужные для построения коммунизма», как сказал старший Печерный.
Отец пошел трудиться в автоуправление вместе с Петром; рабочим на стройке стал Николай; младший, Виктор, поступил в учебный комбинат овладевать новой специальностью.
Прошло время. «Разнорабочий» Николай учится на вечернем отделении индустриального техникума — сейчас он уже мастер участка. Получил специальность токаря Виктор. На его столе тоже лежат учебники — Виктор кончает школу рабочей молодежи.
Ранним утром по улицам Рудного идут на смену Печерные, рядовая рабочая семья юного города…
Старожилы Рудного могут рассказать вам тысячи рассказов о славных делах молодежи, приехавшей сюда, в притобольские степи, по зову партии. Разве не интересна судьба молодой семьи — Михаила Захожего и Надежды Ковалевой! Только в начале этого года они сыграли комсомольскую свадьбу. Оба передовые электросварщики. Михаил удостоен высокой чести: его фамилия внесена в «Летопись трудовых дел комсомола в семилетке». А Надя награждена за отличную работу орденом Ленина, побывала на приеме передовиков производства в Кремле. Оба они учатся на строительном факультете вечернего Политехнического института…
Перед подъездными путями к обогатительной фабрике высится арка; с ее высокого полу-кружья звонко, набатно бьют слова: «Всесоюзная, ударная комсомольская стройка!» Здесь, на ударной, славится своими делами бригада коммунистического труда Тимофея Семака. Ребята работают хорошо. И дружба у них настоящая, романтическая. Помогают друг другу решительно во всем — ив большом и в малом. Начали Киселев и Карцев учиться в вечернем университете — это стало сигналом для других: «не отставай!» Деев и Селяков поступили в вечернюю школу — за ними потянулись другие. Сейчас учатся все. Успевают и спортом заниматься, и в художественной самодеятельности охотно участвуют. Нередко вечером, когда приходит черед, бригада в полном составе выходит на улицы Рудного. И это уже дружина, бойцы за культуру и порядок. «Пьяницам и хулиганам, сквернословам у нас не ужиться», — так решила молодежь.
В Рудненском горкоме комсомола накопилась солидная папка писем, поступающих от молодежи со всех республик Советского Союза. Содержание писем односложно: «Примите на стройку». А ответы примерно такие:
«Приезжайте. Только помните: гастролеры нам не требуются. Мы — рудненцы и гордимся этим. Нам нужны крепкие рабочие руки, горячие сердца строителей коммунизма!»



Перейти к верхней панели