Вертолет идет над тайгой. Кругом, куда ни кинешь взор, лес, лес, лес — на юг, север, запад, восток.
Тайга. Она простирается здесь на сотни километров, вплоть до берегов реки Оби. Краем «зеленого золота», газа , нефти называют ее люди. Веками, не шелохнувшись, стояли стройные сосны, могучие кудрявые кедры. Ничто не нарушало их покой.
Лучи солнца освещают макушки сосен, заливают светом поляну. Наклонившись, держась за сосны развесистыми ветвями, точно боясь упасть, стоит кедр. Его корни выброшены на поверхность земли. Кругом тишина…
Но не красота глухомани, не вековые сосны и кедры привлекают сегодня художников в тайгу. Их привлекает человек, преобразующий ее, Рокотом сотен механизмов наполнился лес.
Более двух лет прошло с того дня. Все дальше и дальше на север уходят рельсы:
Тайгу раздвигая,
Ложится дорога.
Шаги семилетки —
Поступь стальная.
Строители открыли движение тепловозов до станции Оус, что находится на 62-м километре трассы. Отмеряя новые версты, шагает путеукладчик. На подступах к реке Конде бьется головной отряд строителей.
112-й километр трассы. Здесь я и встретил свердловских художников И. Нестерова, Н. Чеснокова и А. Казанцева.
Из карьера, тяжело дыша, выползали груженные песком мощные самосвалы. Они направлялись в сторону полотна будущей железной дороги. За рулем одного из них— комсомолец Володя Гринюк. Володя еще не знает, что после смены его попросят помочь перебрать двигатель, а завтра — отработать подряд две смены… Он не откажет , как и ни один из его товарищей.
Володя Гринюк вряд ли чем отличается от своих товарищей, приехавших на строительство таежной магистрали по комсомольским путевкам! Может, именно потому, что он как все, его портрет пишут художники.
— Гигантская стройка! — восхищается художник Чесноков.— Две недели — небольшой срок, поэтому нам приходилось работать с утра до позднего вечера. Техника, люди — все в движении, отсюда минутные этюды, мгновенные наброски… Мы побывали на станции Оус, где заложен большой современный город, на строительстве крупнейшего на трассе моста через реку Пелым, в головном отряде строителей, прокладывающих сланевую дорогу. Всего не перечислишь… Но где бы мы ни были, всюду писали этюды и портреты простых парней и девчат, под чьим натиском отступает тайга.
Более сотни этюдов и набросков сделали художники на трассе Ивдель — Обь. И кто знает, может скоро появятся картины, рассказывающие о героизме человека, прокладывающего через болота и непроходимые чащобы новые пути.
Трасса Ивдель — Обь.