Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В старом Екатеринбурге было четыре моста через реку Исеть. У каждого свое название: Симоновский, Каменный, Сплавной, Царский. Пятым мостом служила городская плотина. Когда-нибудь напишут историю каждого из мостов, как часть истории города.
Вспомним несколько никем не снятых кадров из прошлого Каменного моста на улице Малышева.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ
На каменной тумбе моста висела чугунная надпись: «Построен в 1843 году». Это дата рождения Каменного моста на месте деревянного. Первый каменный мост — отсюда и название. В августе 1948 года мосту выдан советский паспорт. На чугунных перилах эмблема — пятиконечная звезда, колосья, серп и молот — литье завода коммунального хозяйства. Осветительные столбы — каслинское литье. Старое свидетельство сняли и выбросили. А нужно было сохранить его, поместив рядом новый паспорт.

СЕРЫЕ ХАЛАТЫ
Из железных ворот городской тюрьмы выехала подвода. На ней серое тряпье — белье, одеяла, халаты. Лошадью правит женщина — арестантка. Рядом с ней, все время оглядываясь назад, поправляя револьверную кобуру и шашку, сидит усатый в черной шинели надзиратель. За телегой, провожаемые сочувственными глазами редких прохожих, шагают несколько женщин, пожилых и молодых, в длинных мешковатых халатах из грубого сукна, в серых платках.
Телега медленно движется к Каменному мосту. Здесь, с правой стороны, прижавшись к нему стоит на сваях продолговатый деревянный сарай-мойка. Внутри, на дощатом полу, покрытом слоем льда, вырезаны проемы, в которых полощут белье. Маленькие заиндевелые окна почти не пропускают света. Надзиратель выгоняет из мойки женщин-горожанок. За работу берутся арестантки. Стоя на льду на коленях, онемевшими и красными руками женщины полощут груды арестантского серого белья. Кричит и заставляет торопиться надзиратель. Он промерз, хотя все время заглядывает в сторожку, где топится железная печка. Этим пользуются жалостливые горожанки — умудряются передать арестанткам, что нашлось под рукой — медные копейки, кусок хлеба, что-нибудь из своего белья.
Дата: 1912—1916 годы.

БРИТАНСКИЙ ЛЕВ
Красные подходят к Екатеринбургу. В городе суматоха. Интервенты — англичане, два Гемпширских полка, и шотландцы в толстых куртках и в клетчатых юбках, грузятся в вагоны на железнодорожной ветке возле Монетного двора. От его ворот до польского костела улица заполнена вооружением, снаряжением, зелеными солдатами, повозками, мулами, лошадьми. Англия на Покровском проспекте! Направление не домой (с победой), а в Сибирь (за поражением).
На Каменном мосту, у въезда, двое часовых. Ноги расставлены на ширине плеч. Тяжелая винтовка театральным жестом отведена от ноги с наклоном вперед. На фуражке желтый британский лев. Когда мы — мальчишки — пробуем бочком-бочком подойти ближе, оба льва лают: «Ноо-ноо»,— и угрожают оружием.
Львы удрали заблаговременно. Через день в Екатеринбурге была Красная Армия.
Сейчас по мосту идут троллейбусы, нескончаемый поток машин, тысячи людей — идет новая жизнь. Но иногда полезно вспомнить прошлое, увиденное на Каменном мосту.



Перейти к верхней панели