Тайна Царева кургана
Царев курган!
По одним легендам, тут похоронена дочь хана. Другие рассказывают, что здесь погребена золотая колесница. Кто, когда, в честь чего насыпал этот высокий холм, который позднее дал имя городу Кургану, долгое время оставалось загадкой.
Два года работала на Царевом кургане Южноуральская археологическая экспедиция. Она сняла насыпанный сверху шестиметровый слой земли, на глубине трех метров вскрыла главное погребение, выявила еще двенадцать малых могил. Правда, надежды ученых на крупные научные находки не оправдались: могильник оказался разграблен. Но и найденные предметы быта, вооружения позволили приподнять завесу над тайной Царева кургана
— По размерам Царев курган, — говорит руководитель экспедиции, ученый-археолог Константин Владимирович Сальников, — был самым большим на Урале и в Западной Сибири. Он представлял погребальное сооружение, в котором покоился прах вождя племени, обитавшего в Зауралье две— две с половиной тысячи лет назад. Об этом свидетельствуют бронзовый наконечник стрелы, искусно сделанные, реставрированные из обломков, глиняные сосуды, отдельные детали деревянных конструкций захоронения.
— Но почему вы говорите о кургане в прошедшем времени? — спрашиваем мы.
— Потому что нет теперь тайны Царева кургана, — отвечает Салышков. — Да и кургану осталось жить очень недолго. Это место теснит растущий социалистический промышленный город Курган.
Ю. РЯБОВ
Весть из прошлого
В Ольховском районе, Курганской области, обнаружена жертвенная плита. Это большой, плоско отшлифованный камень с высеченной на нем головой барана. Плита принадлежит древним сарматам и имеет давность не менее двух с половиной тысяч лет.
Редкий памятник древности поможет изучению материальной культуры кочевников-скотоводов, заселявших тысячелетия назад Зауралье.
Е . ЕВГЕНЬЕВ
Находки археологов
В июле-августе Свердловский краеведческий музей принимал участие в работе Среднеуральской археологической экспедиции Госуниверситета под руководством Е. М. Берс. Экспедиция работала 42 дня. В ней участвовали учителя, студенты и школьники. В Невьянском районе, близ деревни Шайдурихи, были продолжены раскопки небольшой крепости конца II начала I тысячелетия до нашей эры . Памятник относится к гамаюнской археологе ческой культуре. Раскопкам вскрыта крепость размером 18 на 22 метра. Она была обнесена глинобитным валом, вниз которого, с трех сторон отдела крепость от реки, проходил глубокий ров.
Внутри крепости обнаружен большое коллективное жилищ с очагами. Найдены керамик изделия из камня, среди них полированная сверленая булава, наконечники копий и стрел. Таких памятников на Урале пока не встречалось.
В Богдановнчском районе на реке Кунаре проводились раскопки Кашинского городища типичного для Среднего Урала. Еще в 1884 году здесь проводил раскопки горный инженер Ю. Ф. Гебауэр, но он не установил возраст памятника. В этом году вскрыта половина городища, найдены керамика, оружие, железный серн и много костей диких и домашних животных. Памятник относится к XII—XIV векам нашей эры.
Ю. БУРАНОВ
„Баржа Ермака»
Лето 1960 года, знойное и сухое. Вода в реках Тавдинского сплавного бассейна упала ниже сплавных горизонтов. Пришлось принимать экстренные меры для прохода древесины.
Мы плывем на катере по реке Сосьве. Берега обнажились и достигают десяти—двенадцати метров высоты. Рабочие производят окатку берегов. Мы подплываем к рабочим и берем их на катер, чтобы доставить домой, в поселок Гари.
— Взгляните на нашу находку, — говорит один из рабочих и показывает кость. — Это мы нашли на берегу. Там, в земле, есть еще кость, но очень велика, и ее надо откапывать.
Кость идет по рукам.
— Это зуб, — определяю я,— левой стороны челюсти.
А какого животного? Динозавра, мамонта?
Большинство на стороне мамонта. Я на всякий случай фотографирую зуб.
— Вы бы лучше баржу Ермака сфотографировали,— обращается другой рабочий. — Она сделана без единого гвоздя.
— Ермак не был здесь,— возразил я,— он плыл по реке Чусовой, потом с реки Серебрянки перетащил свои корабли через Уральский хребет на реку Тагил, потом Туру и по ней спустился в Тобол.
— Но в Тобол же впадает и река Тавда,— отвечает рабочий,— а Тавду образовали при своем слиянии реки Лозьва и Сосьва. Может быть, один из отрядов Ермака и поднялся вверх по этим рекам для разведки. А здесь отряд разбили или что-то в этом роде, а баржу бросили. Со временем ее занесло, а когда русло Сосьвы спрямили, паводковыми водами стало баржу вымывать.
Мы подплываем к барже и тщательно ее осматриваем. Днище судна сделано из плах шириной 54—60 сантиметров и толщиной 28 сантиметров. Материалом послужила лиственница. На шпангоуты использована ель диаметром в 26—30 сантиметров. Концы шпангоутов, идущие вверх, представляют корневища той же ели. Углы заложены в череповой брус (из целого дерева выбирается четверть). Над череповым брусом по бокам баржи снаружи дано заграждение из целого бревна диаметром 32 сантиметра. Шпангоуты к днищу прикреплены нагелями (деревянными гвоздями), забитыми снизу, сверху они расклинены. Отверстия для нагелей прожжены, имеют угол наклона и расположены в шахматном порядке. Сооружалась баржа только топором.
Мы сделали замеры. Баржа вымыта на 14 метров, предположительная длина баржи не менее 30 метров.
М. ПЕТРОВ