Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Яшма? А может быть, точнее сказать— яшмы? Ведь их только в районе Орска насчитывают свыше двухсот разновидностей!
Академик Ферсман утверждал, что с яшмами Урала не могут соперничать яшмы ни одной страны в мире. «Нет предела игре их цветов, фантастичности их пестрых рисунков, неожиданности всегда прекрасных сочетаний цвета и узора»,— писал он.
В музеях вам могут показать яшмы благородного сплошного тона, яшмы ленточные, волнистые, струйчатые, копейчатые, ситцевые… Покажут даже фортификационную, или батарейную яшму, рисунок которой очень похож на старинные фортификационные планы с изображением окопов и крепостей. Покажут серовато-синюю мулдакаевскую яшму, которую зовут еще иногда шалимовской. Ее открыл в 1896 году мастер Екатеринбургской гранильной фабрики Шалимов у деревни Мулдакаевой на Южном Урале. В окрестностях села он нашел около 800 монолитов, весящих несколько тысяч тонн.
Если увидите серо-зеленую калканскую яшму, вспомните при этом, что с 1915 года она заменила нам импортный агат: из нее стали делать химические ступки, кислотоупорные валики машин.
Показав вам плитку, где темно-красные ленты перемежаются с густо- или ярко-зелеными, экскурсовод может рассказать занимательную историю, связанную с открытием этой разновидности минерала.
На Петергофскую гранильную фабрику, изготовлявшую по заказу царского двора украшения для дворцов и храмов, издавна попадала красивая ленточная яшма. Приходила она неведомыми путями откуда-то из Сибири, поэтому на фабрике ее стали звать сибирской. Новая яшма завоевала успех не только в России, но и за границей. Но откуда она — никто не знал. Ходили слухи, что где-то на Южном Урале ее добывают башкиры прямо посреди села, именуемого Кушкульда, а чтобы о находке никто не узнал, на месте выхода минерала на поверхность построили мечеть. Лет тридцать назад геологи, пойдя по следам легенды, установили, что зерно истины в ней есть. Они нашли деревеньку Наурузову, которая стоит прямо на склонах яшмовой горы, скрывающей огромные запасы замечательного камня. Но причем тут Кушкульда? Оказалось, что лет 100—150 назад деревеньку Наурузову звали Кушкульдой. Когда именно и почему она переименована — пока еще никто не установил.
Южноуральские месторождения яшмы тянутся огромной 40—50-километровой полосой, километров 500 к югу от Миасского района. Особенно богат конец этой полосы — район Орска. О нем, между прочим, упомянул в романе «Кто виноват?» А. И. Герцен: «Орская крепость вся стоит на яшмах, на благороднейших горнокаменных породах».
И сейчас в центре Орска можно видеть Преображенскую гору, сложенную из яшмы. А километрах в 6—7 от города — знаменитая гора Полковник, как утверждают геологи,— одно из богатейших в мире яшмовых месторождений.
«Яспис» — как звали яшму в древней Руси — издавна употребляли для красивых поделок: брошей, пуговиц, шкатулок, чернильниц, вазочек и ваз, столешниц декоративных столиков. В Эрмитаже и в дворцах-музеях хранятся замечательные образцы труда уральских камнерезов и гранильщиков — огромные вазы и чаши, на создание которых иногда уходили целые десятилетия.



Перейти к верхней панели