Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Из блокнота любителя природа

Каменное невежество
На скалах Чертова Городища, недалеко от Свердловска, уралмашевские туристы с большим трудом высекли заводскую марку «УЗТМ». Выглядит это, конечно, лучше, чем сотни других надписей, типа «Катя и Вася. 1956 год», или продырявленное стрелой сердце. Но портить памятники природы никому не дозволено: знаменитая марка на тысячи лет осталась здесь образцом каменного невежества.

Под водой
Вода Верх-Исетского пруда показалась аквалангистам не «первой прозрачности». А хотелось спуститься под воду, где, кроме собственных ног и пальцев вытянутой руки, можно еще что-нибудь видеть. Решили попробовать на озере Песчаном.
Все оказалось хорошо, вода чудесная, далеко видно. Стайки рыбешек проплывают мимо. Чистое песчаное дно. Только когда возле одного из берегов, где находится туристский лагерь,
увидели на дне кучу консервных банок, всякий мусор, настроение испортилось.
Разве в обязанность туристов не входит следить за чистотой озера?

На смену козам
На дворе большого дома по улице Первомайской № 79 Свердловска за десять лет едва удалось вырастить несколько болезненного вида кустов и небольших деревьев. Почему? Раньше всю вину за порчу зеленых насаждений сваливали на домашних коз. Теперь им на смену пришли школьники — любители хоккея и молодежь из общежития завода коммунального машиностроения. Сами они не садили, не поливали, не ухаживали за посадками, зато ломают их каждый год аккуратно. А среди жильцов, как ни странно, не находится решительных людей для борьбы с двуногими вредителями.

Рогаточники
Нашел старую запись:
— Васька! Скворцы прилетели.
— Э-эх, рогатку бы!
С этого и начинается будущий браконьер и вредитель.

Уничтожайте забой
Давно запрещены законом хищнические способы лова рыбы: мережи, бой острогой, глушение взрывчатыми веществами, отрава, переметы, заездки, саки и т. д. Но жадность еще живет и толкает людей на преступления.
Мы всегда возмущались, когда встречали на реке Серге большие «забои», устроенные браконьерами, и безжалостно разрушали эти сооружения. Называют «забой» сооружением не напрасно: подсчитайте сами, сколько кольев и гибких ветвей зеленых кустарников потребуется, чтобы перегородить плотным плетнем реку в 25—35 метров шириной. Поднимается рыба вверх по течению и натыкается на такой забой. Ищет проходы и попадает в установленные там морды. Улов богатый. А рыбы с каждым годом меньше и меньше. Мелочь, которая попадает в морды, просто выбрасывают на берег.
Пока в таких малолюдных местах охранять рыбу некому: нет хозяев. Долг каждого туриста, охотника уничтожать забои на реках, задерживать браконьеров и предупреждать хищничество.

Бесполезная жестокость 
И. С. Тургенев в своих заметках о недостатках охотника писал:
«Когда долго ничего не попадается, стреляет по галкам, по маленьким птичкам, по ласточкам — бесполезная жестокость». А в лесу за Втузгородком нам пришлось встретить людей, которые знали, что им ничего не попадет, и пришли нарочно стрелять «мелочь», да еще в глухое, голодное для птиц зимнее время. Ходят и «щелкают» из мелкокалиберных винтовок синиц, дятлов. Взрослые, солидные люди. Мы пробовали стыдить «охотников». «А вы идите своей дорогой. Спрашивать вас не собирались».
Однако, когда к нам подошло еще несколько человек и мы все дали понять, что шутить не намерены, стрелки поспешно ретировались.

Защитник леса
На небольшой лесной лужайке мы нашли кустики лекарственного растения и стали собирать их. Где-то рядом послышалось сердитое покашливание и к нам подошел рослый мужчина:
— Здравствуйте! Что собираете?
Мы показали и объяснили, для чего нам нужна эта трава.
— Ну, извините. Лесник я на этом участке. Хожу, смотрю. Народу в лесу много. Кто отдыхать пришел, а кто озорства да воровства ради. Немного таких, но попадаются. Вон там, в березнике, сейчас веники нарубленные отобрал. Две березки свалили и, как кролики, обделали. Утром двоих с палками задержал: штук пятнадцать сосенок порубили. На загородку, говорят, надо. Ходят в лес, как в свой чулан: чего захотел, то и взял. Да ведь еще обижаются и ругать начнут! А участок у меня хороший. Сколько тут добра лесного есть! В лесу, кроме деревьев,— и птица, и зверьки, и травы.
Лесник многое рассказал, и чувствовалась в этом простом рассказе настоящая любовь к природе и к своему делу.

Коменданты в роли кошек
Врагами городских ласточек и стрижей всегда были кошки. Последние годы на помощь кошкам пришли коменданты домов. На здании универмага по улице Вайнера в Свердловске несколько десятков лет существовала колония ласточек, до шестидесяти гнезд. Года три назад, когда ремонтировали и мыли окна верхнего этажа, по приказу коменданта сбросили на землю все гнезда. Это было осенью. А весной, когда ласточки построили новые гнезда, операцию повторили. С тех пор птицы оставили колонию навсегда.
Мне известно, что в Прибалтике, в Чехословакии жители не только не уничтожают гнезда ласточек, но, наоборот, подвешивают на карнизы домов искусственные гнезда из цемента или глины. А мы разве не можем сделать то же?



Перейти к верхней панели