В Статуте ордена Славы говорится: им награждаются лица рядового и сержантского состава Советской Армии, авиации и лица, имеющие воинское звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. У ордена три степени. Первая — высшая, награждается только тот, кто награжден орденом предыдущей степени.
Мы с подполковником Никитиным заинтересовались, много ли у нас на Урале полных кавалеров Славы, то есть трижды прославленных? Какие подвиги совершили они в годы войны, как сложились их судьбы?
Начали поиски. Вскоре по документам разыскали на Урале тридцать полных кавалеров Славы. Начинаем о них рассказ.
С Иваном Григорьевичем Демидовым я познакомился в Кургане, в кузнечно-заготовительном цехе завода дорожного машиностроения. На завод он пришел сразу после войны, был сначала простым молотобойцем, а теперь высококвалифицированный специалист, мастер, Портрет его на заводской Доске почета.
Как и все скромные люди, Иван Григорьевич охотно рассказывает об успехах своих товарищей на производстве, о героизме фронтовиков-однополчан, а о себе говорит мало.
Когда и за что Иван Григорьевич Демидов был награжден орденом Славы всех трех степеней?..
1943 год. Под Белгородом жестокие бои. Стремясь прорваться к Москве, враги бросают в бой новые танки «тигры», новые самоходные орудия «пантеры» и «Фердинанды». На броню этих чудовищ фашисты возлагалй большие надежды. Новые машины считались вершиной тогдашней германской военной техники.
Не пропустить танки! — вот задача, поставленная командованием перед батареей, в которой служил младший сержант Иван Демидов.
Ожидание! Это нервы, напряженные до предела, это неослабное, до боли в глазах, наблюдение за чахлой рощицей, откуда вот-вот должны показаться бронированные машины противника. Но нет их день, нет второй…
Утро третьего дня началось отдаленным гулом. Он быстро приближался, усиливался. Артиллеристы бросились к орудиям. И вот из-за оврага, подминая гусеницами запыленные степные травы, прямо на огневую позицию двинулись вражеские танки. Ползли они нахально, без каких-либо маневров. Вот уже — на расстоянии выстрела.
— Орудия!— Старший сержант Базаров поднял руку.
Наводчик Демидов поймал один из танков в перекрестье.
— Огонь!
Пушка окутывается дымом. Но снаряд, лишь сделав вмятину в броне, срикошетил. А танк все ближе Уже видно в прицел, как изрыгает огонь его пушка, как вспыхивают язычки пламени на дулах его пулеметов. Демидов опять наводит орудие. Залп! Огненные брызги, сноп огня, и танк замер. Из него повалил густой, черный дым.
Выстрел за выстрелом. Теперь орудия бьют наверняка. Вражеские танки горят, как свечи. Оставшиеся не выдерживают, поворачивают обратно.
На следующий день орудия вновь на прямой наводке. Позицию батареи атаковали самоходные пушки — «Фердинанды». Но теперь батарейцы встречают их привычно.
— Ну, коли «тигры» о нас зубы сломали, так с «королями Фердинандами» как-нибудь справимся!
На третий день танки и самоходки противника больше не показывались. Против наших артиллеристов фашисты бросили пехоту. Одну за другой семь атак отбили батарейцы. Стволы пушек раскалились. Воины выбились из сил. Расчет второго орудия почти целиком выведен из строя. Остался один человек — Иван Демидов. Он сам подтаскивает снаряды, заряжает орудие, наводит его. Много гитлеровцев уничтожил он метким огнем.
За отвагу, инициативу, мужество в этих боях, Иван Демидов был награжден орденом Славы третьей степени.
1944 год. Пехотная дивизия с боем форсировала Днепр и захватила небольшой плацдарм. На этот клочок земли нужно было срочно сходу переправить и артиллерийскую батарею. Среди артиллеристов — наводчик Иван Демидов. Его орудие переправляется первым.
Ночь.
Плот из бочек, бревен, из всего, что попалось под руку медленно движется к заветному берегу. Течение сносит его в сторону. В небе беспрерывно вспыхивают ракеты, освещая реку и плот. По этому шаткому сооружению противник открыл лихорадочный огонь. Снаряды рвутся то спереди то сзади. Столбы воды обрушиваются на плот. Пушка вот-вот сорвется с него и исчезнет в клокочущей холодной воде Днепра. Невероятными усилиями солдаты закрепляют пушку. Тяжело ранит одного за другим боевых друзей Демидова. В живых осталось всего три человека, когда плот достиг берега.
Утром начался яростный натиск немецких танков. Враг пытался отбросить наших артиллеристов с плацдарма в Днепр.
Появившись из-за пылающей деревни, вражеские машины атаковали наших прямо в лоб. Орудие Демидова открыло ответный огонь. Танки противника подходят почти вплотную, наваливаются, вот-вот раздазят. Снаряд за снарядом посылает орудие Ивана Демидова в упор наступающему врагу. Осколки сыпались обратно на нашу огневую. Убит заряжающий Малахов. У орудия — старший сержант Базаров и наводчик Иван Демидов. Они вдвоем управлялись за весь расчет. И выстояли. Все контратаки гитлеровцев были безуспешны.
За мужество и решительные действия в этом бою Иван Демидов был награжден орденом Славы второй степени.
Сорок пятый. Апрель. Столица гитлеровской Германии в огне. Яростные и упорные бои за каждый подъезд, этаж, чердак. Батарея Ивана Демидова расчищала путь нашим танкам и пехоте. Вдруг продвижение частей приостановилось: на перекрестке улиц вражеский тяжелый танк, по башню вкопанный в землю, был почти неуязвим и метким огнем не пускал дальше.
Началась артиллерийская дуэль. Все зависело от хладнокровия бойцов. Победит тот, у кого крепче нервы. Кто попадет первым — артиллеристы в танк, или танкисты в орудие!
Иван Демидов прильнул к прицелу. Еще секунда! Но в этот миг осколком вражеского снаряда его ранило в руку. Превозмогая боль, собрав последние силы, Иван Демидов стреляет. И снаряд достигает цели. Войскам открыта дорога к рейхстагу.
За этот подвиг Иван Григорьевич Демидов награжден орденом Славы первой степени.
— Тяжелая была работа,— задумчиво улыбается он, вспоминая.— Что помогало? Ну, дружили крепко. Выдержка у всех была, конечно. А потом — мы знали, что победим. Уверенность была.